Остановка работы градообразующего предприятия не сулит городу ничего хорошего, а его закрытие и вовсе грозит катастрофой.

Многие помнят, чем 17 лет назад обернулась почти полугодовая невыплата зарплат на заводе «Авиастар» – его рабочие перекрыли мост через Волгу. Но, казалось бы, какие неприятности могут быть у Ульяновска сейчас, ведь мы – почти уже «Авиационная столица России»? Как выясняется, неприятности могут быть достаточно серьёзные…

Спроса нет

Глава Объединённой авиастроительной корпорации (OAK) Алексей Фёдоров заявил, что производство самолётов Ту-204 и Ту-204СМ может быть свёрнуто. По мнению экспертов, это повлечёт за собой частичную консервацию Ульяновского авиастроительного завода, основная программа которого была «заточена» под производство лайнеров этой марки, и массовые увольнения рабочих.

Одной из причин происходящего является отсутствие спроса на самолёты и высокая стоимость лайнеров. Наши «Тушки» продают за 1,2-1,3 млрд рублей, аналогичные зарубежные – за 730-750 миллионов. Под программу создания Ту-204СМ (модернизированной версии Ту-204) выделялось 5 млрд рублей, однако лайнер до сих пор не сертифицирован. Первым заказчиком лайнеров должна была стать иранская компания «Iran Air Тоиг», но в результате внешнеполитических решений этот контракт был заморожен: Россия перестала поставлять ракетные носители С-300 в Иран, иранцы прекратили программу по закупкам Ту-204СМ.

Ситуацию могли бы разрешить заказы отечественных авиакомпаний. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков обещал, что пятнадцать Ту-204СМ купит «Атлант-Союз». Однако этот проект ушёл в небытие вместе с самим Лужковым. Российская компания «Атлант-Союз» отказалась от заказанных прошлым летом 15-ти лайнеров и решила купить подержанные американские (!) самолёты Boeing. Хотя ранее руководство компании заявляло, что выбор в пользу национального авиастроителя принципиален и продиктован патриотизмом. Как выяснилось, и у патриотизма есть цена – дело в том, что аналогичные нашим «Тушкам» лайнеры зарубежных компаний стоят дешевле. А подержанные — ещё дешевле.

В начале октября 2010 года 44 самолёта Ту-204СМ пообещал приобрести глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. Однако отдельные эксперты считают и эти планы, скорее всего, относящимися к пиару – на сделку олигарх согласен, опять же, только при значительном снижении цены на самолёты.

«По своей инициативе»…

Тем временем на «Авиастаре» уже идут сокращения работников. Руководитель отдела трудоустройства Департамента занятости населения Ульяновска Александр Васильев подтвердил: предприятие подало информацию о сокращении и переводе на работу в режим неполной занятости 850-ти (!) человек. Однако руководитель профкома завода Нина Ерахтина заверила:

– Как такового сокращения на «Авиастар-СП» не происходит, но оптимизируются некоторые должности в соответствии с приказом №76. На первом этапе было оптимизировано 150 человек, на втором – 350. Все они либо распределяются на другие должности внутри завода, либо уходят, но чаще – по своей инициативе…Из-за отсутствия заказов на ТУ-204СМ судьба «Авиастара», на котором трудятся 10 368 человек, по мнению аналитиков, висит на волоске. Правительство Ульяновской области, в свою очередь, делает всё возможное на региональном уровне, чтобы работа предприятия была стабильной. Кстати, Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов входит в состав Совета директоров «Авиастар-СП».

– Принято решение о выполнении заводом работ по глубокой модернизации 20-ти самолётов Ан-124-100 для нужд Министерства обороны РФ, – говорит заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров.

– Идёт подготовка к старту проекта преобразования пассажирских самолётов Airbus А320/321 в грузовые. ЗАО «Аэрокомпозит» планирует построить на базе ЗАО «Авиастар-СП» завод по производству крыльев и хвостового оперения из композиционных материалов для перспективных гражданских воздушных судов, прежде всего, магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet. Ведётся работа по подготовке производства изделия «476». Создаётся база для производства комплектующих изделий к самолёту МС-21. Предприятию ежегодно предоставляются значительные налоговые льготы. Также руководством ЗАО «Авиастар-СП» совместно с OAK ведётся работа по снижению себестоимости выпускаемых самолётов Ту-204.

На плаву

Даже в ожидании потери работы (в том числе «по собственной инициативе»), труженики «Авиастара» пока верят в планы властей – для многих это последняя надежда.

– Пока нам обещают изменения к лучшему, но с каждым днём вера в это у нас всё слабее, – говорили журналистам «МГ» работники завода, не пожелавшие назвать свои фамилии. – При бывшем директоре Михайлове механические цеха у нас на 10 заказов вперёд шли: собирали детали, закупали металл. Люди знали – работа есть. Раньше мы на перспективу работали, а сейчас на плаву бы продержаться… Завод практически стоит, работаем пока полный рабочий день, но за 2/3 зарплаты. На днях в Воронеж отправили автобус сборщиков-клепальщиков в командировку – у нас-то заказов нет. На окончательной сборке стоят только два Ту 204…

Заказов на самолёты нет, так как аналогичные нашим «Тушкам» лайнеры зарубежных компаний более современны и стоят значительно дешевле. Этой проблемы можно было бы избежать, если бы на модернизацию производства самолётов своевременно выделялись достаточные средства, считает Александр Поляков, председатель Совета директоров ОАО «Спектр Авиа», 17 лет работавший в составе Совета директоров «Авиастара»:

– Предпосылки к вытеснению российских самолётов с рынка начались ещё в начале 90-х. Кого-то очень не устраивало, что Россия владела 30% мирового рынка авиастроения. Сейчас цель злопыхателей достигнута – наша страна не удерживает и 1%. Только в спорте результаты видны быстро, в самолётостроении от задумки до воплощения проекта проходит 10-12 лет. За этот период в России в модернизацию самолётостроительной отрасли вкладывались копейки, да и те до заводов зачастую не доходили. В итоге «Тушки» сейчас действительно уступают в качестве зарубежным конкурентам. Однако снимать самолёт ТУ-204 с производства будет настоящим преступлением. Модернизация спасёт его. Более того, убеждён, что модернизировать этот самолёт будет намного дешевле, чем строить новый. Сейчас судьба самолётов марки «Туполев» и Ульяновского авиастроительного завода зависит от политической воли двух руководителей государства – Президента и Премьер-министра.

Решение о закрытии программы производства самолётов легендарной марки «Туполев» будет приниматься в Правительстве РФ. Судьбоносная дата заседания называется уклончиво – ноябрь 2010-го. Пока же ульяновцам остаётся лишь уповать на волю Дмитрия Медведева и Владимира Путина. От их решения, которое, скорее всего, будет принято накануне 30-летнего юбилея запуска первых цехов на заводе, зависит будущее «Авиастара».