Больше 50 подписей стоит под письмом от жителей дома № 17, что в Ульяновске, на улице Луначарского. Люди недовольны завышенными тарифами, предлагаемыми управляющей компанией на будущий год. Возмущенные собственники жилья с просьбой разобраться в проблеме отправили аналогичные письма прокурору области, губернатору и мэру. Проблемы эти – общие для всех ульяновцев. Поэтому будем разбираться.

«А причем тут карман жильцов?» Как говорится в письме, управляющие компании сообщили, что провели осенний осмотр и сформировали акты состояния всех домов. Но никакой комиссии на Луначарского, 17 не видели.

Зато на дверях подъездов появилась листовка – сообщение о проведении общего собрания в форме заочного голосования.

Собственники, увидев то, какие расценки их ожидают в будущем году, как они пишут, возмутились «предстоящим очередным грабежом и без того нищего народа».

Судя по повестке этого самого заочного голосования, им предлагают много чего добровольно утвердить сверх тарифа на будущий год.

Об этом «СК» сообщал в №122 от 5 ноября в статье «А может, это лукавство?». Речь идет об увеличении платы за уборку лестничных клеток в размере 1,5 рубля с одного квадратного метра. По поводу АЗУ (автоматическое запирающее устройство) входных дверей с людей хотят брать сверх тарифа 0,3 рубля с квадратного метра жилой площади. «Какое отношение имеет управляющая компания к этим АЗУ? – задают вопрос собственники. – Мы уже по договору платим за обслуживание АЗУ и домофонов фирме, которая установила нам за наши средства входную дверь со всеми устройствами. То есть это наша собственность. Выходит, управляющая компания хочет поиметь нас за счет нашей же собственности? С таким же успехом можно примазаться к принадлежащим нам компьютерам и другой технике. «Провести техническую диагностику внутренних газопроводов сети с оплатой в размере 1008 рублей с квартиры». А причем тут карман жильцов? Ведь мы оплачиваем коммунальные услуги из своих мизерных доходов. Так почему бы газовикам не провести эту диагностику за счет своих доходов? В квитанциях на оплату услуг ЖКХ осмотр газового оборудования входит, мы за это платим. И вряд ли эта самая диагностика будет проведена. А деньги-то немалые соберутся! В нашем доме, которому уже много лет, капитального ремонта мы ни разу не видели, более 15 лет в подъездах не делали косметический ремонт. Из всего этого следует, что в очередной раз народ хотят превратить в дойную корову… Для чиновников, чьи доходы в десятки раз превышают доходы простых граждан, такие повышающиеся тарифы могут быть и не заметны, но для подавляющей части населения они станут непосильными».

Пишите в прокуратуру

Прокомментировал письмо наш коллега Геннадий Антонцев, признанный специалист в вопросах ЖКХ, депутат Городской Думы.

– Геннадий Анатольевич, получается, что повестки дня собраний собственников жилья в разных концах города идентичные, несмотря на то что управляющие компании у всех разные. И сверх тарифа утвердить жильцам предлагают одинаковые расценки. Можно ли это рассматривать как сговор управляющих компаний?

– Я бы не считал это сговором, потому что ничего плохого в том, что управляющие компании выходят с одинаковой повесткой дня, нет.

Это даже хорошо. Люди смогут получить ответы на одни и те же вопросы. Сговор – ведь это когда кто-то пытается что-то сделать в корыстных целях. А здесь – наоборот: руководители управляющих компаний хотят провести все по одной схеме, спросить у собственника его мнение по одинаковым пунктам голосования. Другое дело, все ли, что указано в повестке собрания, людям доходчиво разъяснили.

– В повестках дня, которые прислали в редакцию «СК» ульяновцы, указаны даже их инициаторы. То есть получается, что, к примеру, Иван Иванович Иванов предлагает «провести техническую диагностику внутренних газопроводов сети с оплатой в размере 1008 рублей с квартиры на 2011 год». Разве это не лукавство?

Не говоря о том, почему именно эту фиксированную сумму в разных домах, несмотря на их возраст, этажность, люди должны платить?

– Понятно, на практике рядовые собственники собрания не инициируют, за них это делают управляющие компании. «Провести техническую диагностику внутренних газопроводов сети…». Я подозреваю, что это предложение самих газовиков.

Возможно, диагностику провести и нужно. Но почему? Для каких целей? Не дорого ли – если помножить тысячу на количество квартир в доме? На все эти вопросы собственник должен получить ответы. Еще нужно разобраться, относятся ли внутренние газопроводы сети к домовому имуществу. Следовательно, нужно изучить перечень домового имущества и так далее.

– Да ведь нужно быть каким специалистом во всех этих вопросах… – В этом вся и проблема. Человек, живущий в частном доме, знает, сколько нужно заплатить за ремонт крыши, за то, чтобы выкопать погреб, оштукатурить дом. В многоэтажках даже соседи друг с другом не знакомы, но им нужно договариваться и совместно решать вопросы содержания дома. Если газопровод, например, взорвется, то будет плохо всем.

Поэтому кто-то за них думает и выставляет свои предложения по диагностике и ремонту.

– Имеют ли право управляющие компании повышать тарифы? Что происходит на самом-то деле?

– Компании лишь предлагают свои варианты стоимости услуг. А решают – что и сколько будет стоить – собственники на общих собраниях, которые в настоящее время, кстати, проходят. По пятилетней привычке мы ожидаем повышения тарифа на содержание и ремонт в пределах 20 процентов. Но сегодня многие компании выносят некоторые услуги из привычного нам тарифа, предлагая оплачивать их отдельно. И теоретически тариф вырастает в пределах тех же 20 процентов, но с учетом услуг, выделяемых отдельной строкой, стоимость вырастает до 25 процентов и выше. Вот и весь механизм «лукавства». Идти на такой шаг компании вынуждает экономическая политика государства. Но утверждает тариф и стоимость услуг собственник.

– Вы сказали, что в некоторых городах России за уборку подъездов, содержание лифтов плата берется не с квадратного метра жилой площади, а с человека. Значит ли это, что все-таки многое зависит от того, какую социальную политику ведут власти на местах?

– Если субъект РФ или муниципалитет захочет, то в рамках существующего законодательства может найти способ, чтобы за лифт, уборку подъездов, вывоз мусора жители платили с человека, а не с квадратных метров своей жилой площади. Я знаю такие примеры и такие города. Более того, есть города, где проживающие на первом этаже не платят за пользование лифтом. Там просто используется система перераспределения бремени содержания общедомового имущества.

– Для многих новость, что уборка подъезда уже заложена в тарифе, который с жильцов берут за содержание и текущий ремонт жилья. А они еще платят дополнительно из своего кармана приходящей уборщице. Можно ли эту услугу вычесть из квартплаты?

– Если тарифы приняты общим собранием жильцов, то платить нужно ту сумму, за которую проголосовало большинство.

– Собственник может внести свое предложение или поправку в бюллетень? Ведь там нет такой графы, только квадратики для ответов «за», «против», «воздержался».

– Теоретически может, но… Механизм реализации инициативы жильцов в жилищном законодательстве не прописан. Так что внести предложение в бюллетень до печатания его окончательного варианта теоретически возможно. Если управляющая компания, конечно, согласится с предложением собственника. А во время голосования изменить бюллетень уже нельзя.

– Много вопросов по поводу бюллетеней. Кто их должен приносить, как проверить, что за тебя там никто не расписался?

– В Жилищном кодексе прописано только то, что участие в собрании собственников жилья – их обязанность. Нет четкой схемы, кто эти бюллетени должен изготовить, принести, собрать. У меня в доме их разносит старший по дому. Я, к сожалению, не знаю случаев, когда собственнику, желающему убедиться в неподдельности протокола, удалось ознакомиться с протоколом и пакетом бюллетеней.

Найти свой бюллетень, например, и бюллетени соседей, сравнить подписи и посчитать голоса. Нам больше была известна информация о том, что сотрудники управляющей компании заполняют за жителей бюллетени. Слух это только или как? Но сам по себе он очень устойчив. Не во всех управляющих компаниях нового города, насколько я знаю, удачно прошло заочное голосование жильцов. Во многих домах люди просто не голосовали, не было кворума. Непонимание ответственности за содержание своего дома, отсутствие диалога с управляющей компанией привело к такой ситуации. А это очень серьезно.

– Если собственник заподозрил что-то неладное, вплоть до подделки подписей в бюллетенях, обращаться нужно в прокуратуру?

– Можно в прокуратуру. Туда лучше всего обращаться не одному, под письмом пусть будет лучше больше подписей. Так надежнее.

Власть идет ва-банк В начале этой недели на аппаратном совещании в мэрии Ульяновска была озвучена информация о том, что голосование по бюллетеням собственников жилья в городе идет очень сложно, где-то собрания собственников вообще не состоялись, так как не набралось кворума.

Позиция людей такова: их в принципе устраивает перечень работ, предложенных управляющими компаниями на будущий год, но горожане против предлагаемых завышенных тарифов. Как было сказано на аппаратном совещании, если голосование по новым тарифам не пройдет, а для этого достаточно два раза не набрать кворум, то мэрия сама примет и утвердит новые тарифы. Дело в том, что далеко не все квартиры в домах Ульяновска приватизированы, часть из них по-прежнему принадлежит муниципалитету. Он за них и голосует. А затем мэрия намерена распространить принятые для муниципального жилья новые повышенные тарифы на квартиры собственников.

Лукавство власти, а вернее сговор, как считают некоторые независимые эксперты, состоит также в том, что власть предпримет все меры, чтобы кворумов на собраниях собственников жилья не набралось. Иначе как объяснить развешенные на подъездах домов объявления, подписанные председателем комитета ЖКХ и экологии мэрии Владимиром Егоровым, о проведении собраний собственников в пятницу, 19 ноября, в 11.00. Вообще-то в это время люди работают. А значит, ни о каком кворуме не может быть и речи!

Тем не менее в телефонном интервью Владимир Егоров сообщил корреспонденту «СК», что навязывание собственникам новых тарифов незаконно. И если люди проголосуют за старые тарифы, то просто в будущем году управляющие компании уменьшат периодичность, объемы и качество оказываемых услуг.

В следующем году ожидается много всяких повышений, в том числе и по налогам.

По словам руководителя одной управляющей компании, терять прибыль и работать себе в убыток он не намерен. Если жильцы проголосуют против повышения тарифов, то эти новые тарифы будут обосновывать и отстаивать в мэрии. А та должна их принять и распространить на всех жильцов.

Другими словами, если мы не проголосуем за очередное опустошение своих кошельков, власть возьмет инициативу в свои руки и будет добиваться желаемого результата не мытьем, так катаньем.

Наталья Жидких