25 октября 2010 г. депутаты ЗСО проголосовали за принятие поправок в Закон «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2010 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2010-2012 годы».

Поправки касаются механизма приватизации ульяновских газопроводов. В итоге ОАО «Газпром» заполучил то, что для многих его предшественников так и осталось несбыточной мечтой. Сейчас «Газпром» в двух шагах от приобретения за бесценок почти 3 тыс. км ульяновских газопроводов. Этому событию предшествовала более чем 10-летняя история.

Приватизация по-горячевски

Эксплуатация системы газопроводов в условиях 90-х годов, когда монополисты произвольно по несколько раз в году меняли цены на энергоносители, оказалась непосильным бременем для облбюджета. Еще одной причиной невыгодности содержания газопроводов были низкие тарифы на транспортировку газа. Как основная добывающая компания «Газпром» от каждого кубометра газа, полученного потребителем, имел львиную долю дохода. А государственные компании, которые газ транспортировали, получали копейки. В итоге долги бюджета за потребленный газ быстро нарастали. Горячевская администрация предлагала «Газпрому» взять ульяноские газопроводы в счет погашения долгов. Но тогда монополиста эта сделка не заинтересовала.

Потом появилась идея передать на правах аренды часть внутриобластных газопроводов частникам. Чтобы повысить привлекательность идеи, была повышена доля частников в цене кубометра газа. Учитывая, что аппетит приходит во время еды, горячевская обладминистрация оставила за собой пакет акций, который позволял ей контролировать ситуацию во вновь созданных фирмах. «Разбросав» часть труб арендаторам, она сняла долю бремени с бюджета, смогла контролировать нормальное обслуживание газопроводов и не допустила резкого скачка цен за транспортировку газа. Таким образом, критическая ситуация если и не была решена полностью, то хотя бы «заморожена». Как тогда говорили, до лучших времен.

Время собирать трубы

Многим показалось, что лучшие времена пришли, когда область в 2001 г. возглавил генерал Шаманов. Уже спустя пару лет от тех иллюзий мало что осталось. Новой власти «замороженная» газопроводная ситуация пришлась не по вкусу. К счастью для новых чиновников, в 2002 г. заканчивались договоры аренды, заключенные с частниками прежней администрацией. Фонд имущества, который возглавлял господин Хвастунов, на законном основании начал отбирать у частников газопроводы. Они начали сопротивляться. В ответ в СМИ появилась серия публикаций о том, как арендаторы лихо разворовывают арендованную собственность. Ведь газовое хозяйство – это не только трубы. Это здания, транспорт, электроника и еще много всякого разного. Поскольку арендаторы намеков не поняли, фонд имущества обратился в прокуратуру. Там дело вроде бы возбудили, но так никого и не привлекли к уголовной ответственности. А новоявленные борцы с арендаторами не только вернули в облсобственность 2,5 тыс. км газопроводов, но и резко подняли цены на транспортировку газа. Настолько, чтобы транспортировка приносила ощутимую прибыль. «Расплату» за удорожание возложили на потребителей.

Фирма «Шаманов и сын»

Некоторые наши земляки до сих пор склонны верить тому, что сам генерал не грабил область, а злодействовала только его команда. Эту иллюзию развеивает докладная записка, датированная 30 августа 2002 года. Автор записки – сотрудник московский фирмы «Регионгазхолдинг». В ней идет речь о переговорах по созданию совместного предприятия с администрацией Ульяновской области. Переговоры состоялись по инициативе обладминистрации. Участие в них со стороны администрации, согласно справке, принимали: «Гринюк Владимир Владимирович и Шаманов-младший» (сын главы администрации Ульяновской области). То есть в переговорах принимали участие даже не чиновники, а всего лишь сын губернатора! Никаких официальных должностей отпрыск генерала в области не занимал. Тем не менее, папа доверил сыну решать вопрос о том, на каких условиях можно сбыть по дешевке газопроводы, принадлежащие области.

Схема распределения Уставного фонда создаваемой фирмы была следующей. Со слов Шаманова-младшего, обладминистрация претендовала на 26 % акций. Свою долю за акции она готова была внести газопроводом протяженностью в 2,5 км, который оценили в 90 млн рублей. На самом деле газопровод стоит как минимум в пять раз дороже. Объект областной собственности стоимостью почти в 500 млн рублей папа и сын Шамановы готовы были отдать за бесценок. Еще 48 % акций должен был получить «Регионгазхолдинг». Оставшиеся 26 % предназначались, как сказано в документе, «группе лиц, близких к администрации».

Всё-таки урвали!

Тогда, в 2002 г., сделка не состоялась. Возможно, не сторговались. Возможно, даже для москвичей она слишком «дурно пахла». Однако шамановцы не отчаивались. 14 февраля 2003 г. был заключен договор между фондом имущества Ульяновской области и ООО «Ульяновскгазсервис». Областной фонд имущества отдал этому обществу с ограниченной ответственностью областные газопроводы общей протяженностью в 2 080 км и практически безграничные возможности. Область доверила своему деловому партнеру «исключительное право определять, какой способ его действия в отношении управляемого имущества является наилучшим». При этом «все выгоды и доходы, полученные от доверительного управления имуществом, остаются в распоряжении Доверительного управляющего («Ульяновскгазсервиса» – авт.) в качестве вознаграждения». Областная власть при нищем бюджете и замерзающей области дарила в безвозмездное пользование систему, способную приносить ежегодно прибыль в десятки миллионов рублей! Подписал щедрый договор начальник областного фонда имущества господин Хвастунов. А уже через пару месяцев сам Хвастунов пересел в кресло директора частной фирмы ООО «Ульяновскгазсервис». То есть подарил госсобственность самому себе! Присосались шамановцы к уведенному из области газопроводу ненадолго – до января 2005 года. Впрочем этого времени им хватило, наверное, с лихвой, чтобы зашибить копейку «детишкам на молочишко».

Ну и шуточки у вас!

Для администрации Сергея Морозова газопроводы с самого начала были головной болью. С одной стороны, очевидная необходимость продолжать газификацию области, с другой – бесконечные долги за потребленный газ (отсюда постоянные угрозы руководства «Газпрома» перераспределить предназначенные нашему региону деньги на газификацию в пользу других регионов).

Так, в облбюджете 2006 г. средства на софинансирование программы газификации вообще не были заложены. Доходило до курьезов. Уверовав в объявленные обладминистрацией сроки газификации, к лету 2006 года часть домовладельцев в сельских районах сломали печи. Понадеялись, что к зиме отопление в их домах будет от газовых котлов. Подготовили «фронт работ» для подключения газа. Но возникли неувязки. Главным в совместной с «Газпромом» программе являлась синхронность работ: «Газпром» подводит газ к населенным пунктам, а область и муниципалитеты в это время прокладывают внутрипоселковые сети и монтируют внутридомовое оборудование. К моменту подхода трубы к селу в нем все должно быть готово, чтобы осталось только соединить одно с другим. Но поскольку деньги на эти работы в бюджете не были заложены, доверчивые жители сел нередко оказывались в безвыходном положении – и без печей, и без газовых котлов.

Торпедированный аукцион

Ситуация изменилась в 2007 г., когда законом было определено, что энергетические монополисты могут поднимать цены на свою продукцию один раз в течение года и только до определенного уровня. Цены на транспортировку газа столь жестко не регламентировались. Это обстоятельство заставило «Газпром» взяться за региональный газопровод.

То, что областные власти все эти годы вели переговоры с руководством «Газпрома», никто никогда не скрывал. Но их содержание оставалось «тайной за семью печатями». Потом начали происходить странные вещи. Протяженность газопроводов на территории области с шамановских времен существенно выросла. Зато их общая стоимость существенно похудела – с 500 до 400 млн рублей. Именно по такой цене они были выставлены на аукцион. По странному стечению обстоятельств, для участия в аукционе не заявился ни один участник. Даже «Газпром».

Относительно того, почему «Газпром» не участвовал в аукционе, существуют две версии. Согласно первой, официальной, в «Газпроме» стартовую цену аукциона в 400 млн считают завышенной, поскольку изношенность газопроводов составляет 90 %. Газпромовцы утверждают, что им нет резона приобретать их за 400 млн рублей и что они готовы приобрести газопроводы по более низкой цене. Причем не ради выгоды, а исключительно из желания обеспечить их безопасную эксплуатацию и вывести эти объекты из группы риска. Как-то мало верится в подобный альтруизм коммерсантов. К тому же про изношенность газопроводов на 90 % сказано явно сгоряча. Ведь большая часть из них существует не более 5-20 лет. И потом, газопроводы – объекты стратегического значения. Значит, их действительное состояние является государственной тайной. Даже если предположить, что, стремясь сбить цену, газпромовцы выдали эту тайну, то изношенные на 90 % газопроводы власти давно были обязаны закрыть, а не торговать ими, как «Сникерсами».

Вторая версия причин неучастия «Газпрома» в аукционе вовсе проста. Руководство фирмы ведет себя как самый обычный монополист. Других-то покупателей все равно нет. Так что никуда не денетесь, снизите цену до желаемого нами уровня. Кто станет осуждать тигра, пожирающего олененка? Таков закон дикой природы. И природы совсем дикого российского рынка.

Чего изволите?

Ульяновские власти не захотели или не смогли остановиться в приватизационном порыве. Давление со стороны такого кредитора, как «Газпром», тоже не стоит сбрасывать со счетов. Власти принимают решение приватизировать газопроводы путем публичного предложения. Это означает, что от первоначальной аукционной цены далее пойдет не ее пошаговое увеличение, а наоборот, снижение. Снижение допускается до 50 % от начальной цены, то есть сильно похудевшая цена газопроводов может упасть до 200 млн рублей. Поскольку ульяновские парламентарии решение уже приняли, произойти это должно в ближайшие два месяца. Не о такой ли схеме шла речь во время переговоров руководителей «Газпрома» с правительством области в течение ряда лет?

Даже если так оно и было, то все равно говорить, что «Газпром» удовлетворит цена в 200 млн рублей, пока рано. Ну что такое для гиганта-монополиста какие-то жалкие 2,5-3 тыс. км ульяновских газопроводов? На необъятных просторах России это капля в море. А конкурентов нет. Захотят руководители «Газрома» сейчас их взять за 200 млн – возьмут. Не захотят – тоже будет по их воле. Им некуда и незачем торопиться. Поэтому не исключено, что местному правительству и парламентариям еще придется поломать голову, выискивая лазейки в законодательстве, позволяющие снизить цену до той, какую пожелают «газовые бояре». Уже сейчас ясно: «Газпрому» ничто не помешает заполучить ульяновские газопроводы по совсем смешной цене, а затем «задрать» не регламентиованные цены за транспортировку своего регламентированного газа. И получать от этого дополнительные сотни миллионов ежегодно. Ульяновцам после завершения этой ГАЗОПРОВОДНОЙ ИСТОРИИ останется только смириться с новым уровнем цен. Который, впрочем, будет еще расти и расти. Времена нынче такие, господа!

Юрий Кораблев