Сейчас в Ульяновске в разгаре ежегодные общие собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Процесс, в котором участвуют большинство жителей многоэтажек. Собственники квартир должны утвердить на следующий год тарифы на содержание и ремонт общего имущества в своих домах, перечень работ по текущему ремонту.

Появление на дверях подъездов повестки дня голосования вызвало у жильцов бурную реакцию: недоумение, возмущение, массу вопросов. Почему тарифы предлагается значительно увеличить, зачастую вдвое? Зачем хотят ввести плату за новые услуги? Как быть, если люди не согласны?

Ситуацию комментирует Михаил Сычев, генеральный директор ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района», обслуживающего 277 домов на Верхней и Нижней Террасах.

– Согласно Жилищному кодексу (ЖК) Российской Федерации ежегодно утверждать тарифы и перечень работ и услуг – это обязанность собственников в каждом доме. Люди неправильно думают, что это дело управляющей компании (УК), обслуживающей их дом. УК обязана подготовить экономически обоснованные предложения по тем или иным изменениям -по тарифу, по договору управления многоквартирным домом, по перечням работ по’содержанию и текущему ремонту жилья – и озвучить их. Инициатором общего собрания выступает кто-то из собственников – конкретный жилец или комитет ЖКХ мэрии (ведь в каждом доме имеются неприватизированные муниципальные квартиры, принадлежащие городу).

Запускается процедура голосования. За десять дней до начала на домах вывешиваются уведомления. Затем начинается само голосование, на которое отведен определенный срок. Все собрания сейчас проводим в заочной форме: собственники выражают свое волеизъявление через бюллетень.

Всю процедуру голосования готовит УК: изготавливает бюллетени, сопутствующие документы, раздает их, собирает. Эти расходы заложены в строке «Плата за управление многоквартирным домом». Если кому-то из собственников бюллетень не принесли, то он может обратиться в отдел по работе с населением УК и получить пакет необходимых документов.

– В этих документах людей пугают прежде всего рост тарифа, появление платы сверх него, серьезное удорожание услуг. Насколько это действительно оправданно, нет ли перебора?

– Все цифры экономически обоснованы, базируются на проведенных нами расчетах. Возьмем, например, сбор и вывоз твердых бытовых отходов: услуга дорожает почти вдвое – до 1,9 рубля с квадратного метра жилой площади. Смотрите сами: сбор и вывоз на полигон обойдется в 1,3 рубля, утилизация там (она входит в оплату с 2007 года) – еще 60 копеек. Благосостояние граждан растет, увеличивается и количество мусора: выбрасывают старые кровати, двери, рамы, телевизоры… По Нижней и Верхней Террасам жильцы оплачивают нашей компании сегодня вывоз 5500 куб. м мусора в месяц, а вывозим мы 9000 куб. м. Раньше действовали нормы накопления мусора, с 1 января 2011 года их отменяют. По нормам достаточно было поставить три мусорных контейнера на тысячу проживающих и вывозить через день. Реально установлено шесть контейнеров, вывозим два раза вдень.

Или расходы на текущий ремонт. Вырастут они в два раза, значит, больше денег соберем, больше работ выполним. Это, кстати, жизненно необходимо. У нас составлены акты осеннего осмотра, в них указаны все имеющиеся повреждения домов (есть задумка выкладывать эти данные на интернет-сайт, и такая работа уже началась). Поэтому мы хорошо представляем объем требующихся средств на текущий ремонт. Даже при предлагаемых сегодня повышенных тарифах можно охватить только 25-30 процентов потребностей в ремонте. Повреждений гораздо больше, чем мы в состоянии устранить.

– Много вопросов люди задают по услугам, за которые логично платить не с квадратного метра, а с человека: за пользование лифтом, за уборку лестниц.

– Это требование закона: за жилищные услуги платить с квадратного метра жилой площади. Можно, наверное, взимать за уборку лестниц с каждого проживающего в доме. Но количество проживающих меняется, а уборщица должна получать установленную плату. Тарифу тоже «плавать» не положено: он устанавливается раз в год. Так что плата с квадратного метра – унифицированная форма. И еще: кто будет заниматься установлением числа проживающих в доме?

По лифтам – похожая картина. Если же вести речь об освобождении платы за лифт жителей первых этажей, то собственники могут принять такое решение. Но тогда они должны поделить всю сумму, требующуюся за обслуживание, на остальных.

– Собственников сильно смутила строка в бюллетенях о 1008 рублях с квартиры на техническую диагностику внутренних газопроводов.

– Мы получили предписание прокурора Заволжского района, что обязаны провести такую диагностику, потому и включили пункт в бюллетень. Там, где подобная диагностика проходила, вывод был один: газовому хозяйству дома требуется капремонт.

Поэтому выбор за собственниками обслуживаемых нами домов: хотят они получить дополнительное заключение газовиков о состоянии своей сети, пусть принимают решение.

– Слишком объемным выглядит проект договора управления многоквартирным домом: редко кто способен прочитать его до конца и тем более разобраться в нем.

– Пунктов, противоречащих закону, там нет. Они все опираются на ЖК и на судебные решения по конкретным делам. Главное, следует обратить внимание на приложения к нему, где указано, что включается в работы по содержанию жилья, по текущему ремонту, определены границы эксплуатационной ответственности по инженерным сетям между собственниками и УК.

– В бюллетенях людям предлагается в целом проголосовать «за» или «против» тарифа, договора управления, перечня работ по ремонту. А если собственники не согласны с какими-то отдельными пунктами?

– Тогда они вправе отклонить наши предложения, подготовить свои, выступить инициаторами повторного собрания и проголосовать за свой вариант. Мы готовы запустить процедуру повторного голосования (деньги, как я уже говорил, на это предусмотрены), если в УК обратится инициативная группа граждан, отражающая мнение большинства собственников (совет дома, например), а предложения не будут противоречить действующему законодательству.

В моей практике были случаи, когда жителям предлагалось по три варианта тарифа и перечня работ – на выбор. Люди в итоге голосовали за самый дешевый тариф и самый дорогой перечень.

– Как сейчас идет процесс голосования в домах вашей компании? И что последует дальше.

если собрание не состоится или люди проголосуют против?

– Примерно в 15 процентах домов собрания не состоялись. Мы убеждали людей проголосовать, но обратной связи не находили – они просто отказываются. По остальным домам скоро начнем подсчет голосов в сданных бюллетенях.

Сейчас у собственников жилья сформировалось неправильное, на мой взгляд, мнение: давайте, мол, не будем принимать повышенные тарифы (на которые дано экономическое обоснование), а дождемся, когда мэрия просто поднимет их на 10-15 процентов. Действительно, в ЖК есть оговорка, что в случае, если собственники и после повторного голосования не утвердили тариф, тогда он определяется органом местного самоуправления, то есть мэрией. Но ведь и комитет ЖКХ мэрии должен опираться на расчеты, на себестоимость услуг. Сейчас он запросил у нас экономическое обоснование тарифов. Мы предоставили те же самые данные, что вынесены на собрание собственников.

Голосование, кстати, дает больше возможности собственникам влиять на ситуацию. Ведь от части услуг можно отказаться: мы же предлагаем максимальный набор. Не нужна уборщица сверх платы – голосуйте против. Не нужна ежедневная уборка придомовой территории – то же самое. Мы готовы условия корректировать. А мэрия определит домам какой-то набор услуг уже без одобрения собственников. И не факт, что весь этот набор их дому жизненно необходим.

Голосование по тарифам позволяет собственникам самим сделать выбор. Просто нужно вникнуть в представленные УК документы, подумать, выработать свое мнение. Чего сегодня люди часто не делают. Однако надеяться на то, что все получится проще и лучше, если проявлять пассивность, -это иллюзии.

Павел ОРЛОВ

“В газете на правах рекламы”