В ближайшие два года в регионе планируется установить свыше ста памятников, бюстов, мемориальных досок людям, внесшим в развитие нашей территории «значительный вклад».

Потратить на эту программу предполагается около 200 миллионов рублей. Впечатление такое, что область власти решили превратить в одно большое мемориальное кладбище.

Информацию о программе мемориализации вы, надеюсь, в «СК» уже видели. Не знаю, что вы, прочитав ее, подумали, я – разное.

Во-первых, с чего бы этот зуд у власти именно сейчас, когда и кризис еще на дворе, и вообще денег не хватает ни на что? Деть, что ли, 200 миллионов больше некуда? Во-вторых, что такое «значительный вклад в развитие области»? В смысле – область считается уже развитой и стала чем-то вроде Швейцарии или Швеции, где самые высокие доходы населения, самая лучшая система социальной защиты, одна из самых больших продолжительность жизни? И вот после того, как ульяновский край достиг таких же показателей, осталось только увековечить память людей, труду которых мы за все это обязаны?

Пусть так. Но в чем конкретно значительность вклада в достижение областью перечисленных выше высот, например, Петра Столыпина, председателя правительства при императоре Николае II? Как премьер Столыпин запомнился жестокостью проводимых реформ, сыгравшей свою роль в радикализации российского общества, вылившейся через шесть лет после гибели премьера в революцию и гражданскую войну. Имел ли он какое-то отношение конкретно к нашей земле, неизвестно, родом был из Саратовской губернии.

Неизвестно и то, каким Столыпин был человеком в действительности. А главное, что он не мог внести в развитие Ульяновской области в принципе никакого вклада, поскольку был убит за 30 с лишним лет до ее появления. До революции памятник ему в Симбирске, правда, устанавливали, но это, возможно, по врожденной склонности местных властей к гипертрофированному чинопочитанию. И сейчас, кстати, на это похоже – Столыпина очень любит нынешний премьер Владимир Путин… Мэр Ульяновска Александр Пинков на заседании облправительства пытался, говорят, возражать по поводу несправедливого распределения расходов на программу между областью и городом. А ему надо было прямо сказать: вы что, ребята, опупели с этими памятниками? Какой вклад, в какое развитие? Вы протрите глаза-то да зайдите в любую больницу или поликлинику города. Ужаснитесь – может, тогда и разум ваш просветлеет, если, конечно, совсем не рехнетесь от увиденного. У нас «Авиастар» вот-вот встанет и тысячи человек окажутся на улице. У нас водопроводную воду уже пить невозможно, поскольку она становится жизненно опасной… Если так пойдет и дальше, скоро понадобится всего один памятник – с надписью типа: «Под сей скульптурной композицией покоится прах Ульяновской области, безвременно почившей в силу кривого управления чиновниками»… Зря Вы, Александр Петрович, этого не сказали. Народ бы одобрил.

Юрий Кашинский