Елена БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ

Тема благоустройства стала одной из любимых тем городских и областных властей. По их словам, всё делается для создания комфортной среды горожанам.

Очередной проект, о котором с восторгом рассказывают и в телесюжетах, и в подконтрольных СМИ, — реконструкция Нового Венца. Его хотят превратить в зону семейного отдыха. Асфальт заменят цветной гранитной плиткой, сделают два фонтана, поставят новые фонари и… снесут 300 деревьев и кустарников. Таким видят Новый Венец в своих мечтах наши власти. На реализацию проекта будет потрачено полмиллиарда рублей.

А теперь давайте посмотрим на эту красивую сказку с точки зрения реальности. Она может оказаться очень суровой в плане последствий такой реконструкции. Главная опасность в том, что Новый Венец находится в оползневой зоне и любые работы на нем могут только усилить процессы, которые и так уже активизировались в последнее время. Свой «вклад» в них внесли «Ленинские горки», уничтожив 351 дерево.

Последствия – два новых оползня в апреле этого года. Ведь совершенно очевидно, что деревья и кустарники, растущие как на самом Венце, так и на склоне, удерживают его от дальнейшего сползания. А снос ещё 300 деревьев и кустарников обострит и без того опасную ситуацию. Но об этом разработчики проекта почему-то не думают. А всё потому, что решения принимаются не профессионалами, а людьми, не имеющими соответствующео образования. Можно ли ждать от них грамотных действий? На должность главного садовника, о которой начали говорить ещё в апреле 2008 года, назначена Татьяна Семёнова – архитектор из команды Татьяны Тарасовой. И этому человеку доверили заниматься озеленением города, дали право проводить экспертизу деревьев, растущих на Новом Венце! На вопрос, почему не были привлечены профессионалы-ботаники, она ответила, что и у них есть свои грамотные специалисты, которые знают, что и как делать, без участия ботаников.

Такое воинствующее невежество может обойтись очень дорого. В «Горзеленхозе» придерживаются такой же точки зрения, считая, что деревья аварийно-опасные, а кустарники потеряли привлекательный вид. А кто придал им такой вид своим «уходом» ещё в феврале 2008 года? Об этом в «Горзеленхозе» почему-то не говорят. В своей статье «Деревья превращают в телеграфные столбы» действительный член Русского ботанического общества, доцент Н. С. Раков писал: «Обрезанные кустарники на Венце торчат подобно большой метле, пучки стеблей – это всё, что осталось от кустов сирени, садового жасмина и других кустарников. Вот только цветения этих обрезанных кустов горожане уже не увидят, не вдохнут полной грудью аромат сирени и жасмина». Эта статья была написана в 2008 году, но изуродованные кустарники так и не восстановились после атаки на них «специалистов» «Горзеленхоза». И теперь они же вместе с главным садовником уничтожат их окончательно вместе с деревьями. Взамен будут посажены новые деревья и кустарники, которые станут «украшением» Нового Венца. Но разве можно сравнивать тоненькие саженцы с тем, что сейчас растёт на Венце и является его реальным украшением и опорой?

Нужна качественная независимая экологическая экспертиза всех насаждений на Новом Венце, поскольку на карту поставлена судьба жемчужины города. Ведь только тот факт, что новая ограда будет отнесена на метр от прежней – очень тревожный сигнал. Он означает наступление оползня. Надо думать о сохранении ограды, укреплять склон, а не разрушать его дальше ради красивого, но совершенно непродуманного проекта. По сути, это бомба за полмиллиарда, которая может рвануть в любой момент. Незащищённый склон в сочетании с фонтанами станет аварийно-опасным и вряд ли сможет называться «зоной семейного общения». Кто ответит за приближенние рукотворной беды? Кого назначат «стрелочником»? Вряд ли за обрушение гордости ульяновцев – Венца – кто-то из чиновников окажется за решеткой. Хотя, для горожан очевидно, что создателей проектов требуется срочно изолировать от общества.