Редкое ощущение присутствия людей, нарисованных на картинах, возникает на новой выставке в Музее современного искусства. На стенах – полотна из серии «Лучшие люди города и области». Их автор, художник Николай Парамонов, этого высокого звания удостоил не чиновников, чьи лица мы видим в центре Ульяновска, а артистов, художников, ученых. Николая Михайловича уже нет в живых. В этом году ему исполнилось бы 90 лет, и младший сын его, Николай Николаевич, планировал пойти в департамент культуры и архивного дела, чтобы просить об организации выставки к юбилею отца. Но сотрудники Музея современного изобразительного искусства опередили его. Как рассказала вдова художника, жить с Парамоновым было непросто, но интересно: «К художникам надо привыкать!». Николай Михайлович несколько раз писал портреты жены, и каждый раз Людмиле Семеновне было очень трудно: – С ним нельзя было разговаривать, когда он писал. Был немногословен, сердит и настойчив. Мой первый портрет он писал, когда мне был 21 год, я была беременна нашим первенцем. Специально для портрета подруга дала мне платье из шифона с витрины магазина – а я была модница! Муж сел в тени, меня посадил на солнце. Я ему говорю: «Платье выгорает!», а он: «Что тебе важнее – искусство или тряпки?». По словам Людмилы Семеновны, ее муж очень любил писать интеллигенцию. Первым в 1954 году он создал портрет профессора Андрея Еленевского. Потом были преподаватель музыкального училища Людмила Панасенко, математик Авраам Штраус, искусствовед Елена Кожина, художник Михаил Радонежский… Был недоволен, когда ему навязывали персонажа для очередного портрета придирчиво выбирал сам. Был очень наблюдателен, при знакомстве по глазам видел, что за человек перед ним. Но к нему самому (вот недобрая слава богемы!) относились с недоверием: Людмила Семеновна со смехом рассказала, как незамужнюю Людмилу Панасенко на «сеансы» написания портрета сопровождала мать, другую даму «охранял» муж. Художник обладал еще и хорошим слухом, пел даже на итальянском языке. Вдова считает, что, если бы не ранение, серьезно повредившее левую руку, он мог бы прекрасно играть на музыкальном инструменте. С другой стороны, Николаю Михайловичу повезло, что оперировали его в Австрии. «Наши врачи ампутировали бы ему руку, австрийцы ее спасли», – считает Парамонова. Председатель Ульяновского Союза художников Аркадий Егуткин признался, что работы Николая Парамонова для него так и остались недостижимым критерием, тем образцом классического русского искусства, по которому нужно учиться писать. В 1950-х годах Николай Михайлович принял активное участие в формировании регионального отделения Союза художников РСФСР вместе с Алексеем Моториным, Иваном Лежниным, Рафиком Айрапетяном. Человеком был сложным, ершистым и очень хорошо относился к молодым художникам. Благодаря тому, что семья предоставила для выставки 30 работ из личного фонда, ульяновские искусствоведы сделали для себя открытие – пейзажи Николая Парамонова. «Они стали для нас настоящим откровением. Мы увидели, что это был человек, влюбленный в природу и написавший прекрасные ее портреты», сказала на вернисаже заведующая музеем Елена Сергеева.