Ульяновскую область планируют-таки упразднить, объединив ее территорию с Татарстаном и Кировской областью в новый регион с предположительным названием Казанский край. Плюсы для нас очевидны, как и минусы.

Мы уже писали как-то о таких планах. Тогда гадали только, с кем нас могут объединить – с Самарой или Казанью. Сейчас проект реорганизации начал приобретать более четкие очертания. Выяснилось – по крайней мере, на сегодняшнем этапе, – что область станет частью региона с центром в Казани. Республика уже начинает подготовку масштабных изменений своей конституции, о чем объявил только что председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Напрямую о поглощении Кирова и Ульяновска Мухаметшин не сказал, но наблюдатели перевели его слова именно так. Не исключено, впрочем, что имела место утечка информации. Возможно, контролируемая.

Объединение национальной республики с двумя областями имеет не очень афишируемую, но главную цель – мягкую ликвидацию субъекта федерации, основанного на доминировании одной нации, в нашем случае татар. Это административно-территориальное деление досталось в наследство от Иосифа Сталина. Сегодня Кремль расценивает его как мину замедленного действия, поскольку такое деление служит постоянной подпиткой регионального сепаратизма. В «размытом» субъекте сепаратистский потенциал, как надеются идеологи новой перекройки, будет существенно снижен.

Население Казанского края составит, как сообщают информационные интернет-порталы, примерно шесть миллионов человек, татар из них – около 35 процентов. Изменения в конституцию Татарстана предполагается внести после выборов президента России 2012 года. При этом считается, что в случае возвращения в Кремль Владимира Путина эти изменения будут практически неизбежными.

Чего ждать от вхождения в состав Казанского края нам? Плюсов, мне кажется, будет больше. Татарстан – экономически более мощное образование, чем мы (мягко говоря). Республика богата газом и нефтью. Ее финансовые ресурсы во много раз превосходят наши, и платить за объединение придется ей. То есть выравнивать уровень благосостояния Ульяновской и Кировской областей. В одиночку нам это не удается. Напротив – чем дальше, тем хуже. У нас хиреют все сферы – от образования и здравоохранения до ЖКХ, промышленности и сельского хозяйства. Идет этот процесс с конца прошлого века и по сей день. Наша бюрократия вконец обленилась и не делает уже ничего, кроме разглагольствований. Объединение встряхнет в первую очередь как раз бюрократию и вскроет тщательно маскируемые ею экономические и социальные язвы.

Минусы, впрочем^ тоже налицо. Во-первых, это большая удаленность от нового центра – Казани. Во-вторых, реальна угроза засилья в наших властных органах казанского клана. В-третьих, вместо подъема возможно и как раз обратное – дальнейшая деградация и упадок Ульяновска, которые станут следствием утраты им статуса областного центра. В-четвертых, грабеж региона чиновничеством может в преддверии объединения еще больше усилиться. В общем, много тут разного может быть, но появление Казанского края, наверное, и правда, неизбежно. Уже неизбежно.

Юрий КАШИНСКИЙ