Специалисты выражают крайнюю обеспокоенность состоянием знаменитой зеленой зоны в Железнодорожном районе Ульяновска. Площадь Винновской рощи постепенно сокращается из-за самозахватов ее территории, столетним деревьям без специального ухода грозит гибель, а обитавшие в пруду животные покинули его изза сильнейшего загрязнения соляркой.

О проблемах зеленых зон города, и в частности Винновской рощи, у нас говорят регулярно и много. Но, к сожалению, дальше слов обычно дело не идет. Так, в начале лета этого года областные власти устроили объезд парков города и потребовали к осени разработать программу их развития. Грозились и очередное совещание по поводу этой программы провести, и главного областного садовника наконец на работу приняли. Но прошло лето, и осень уже закончилась, а программу так и не рассмотрели.

Тем временем горожане, бывающие в парках чаще, чем представители власти, вынуждены становиться свидетелями их умирания. Так, своей тревогой по поводу дальнейшей судьбы Винновской рощи с нами поделился кандидат биологических наук, методист по эколого-краеведческому образованию Центра детского творчества №6 Дмитрий Семенов.

За жизнью Винновской рощи Дмитрий Юрьевич наблюдает уже много лет. И наблюдения эти, увы, чем дальше, тем чаще носят негативный характер.

На данный момент биолог может выделить несколько серьезных проблем, существующих в роще. Первая – это сокращение ее территории за счет частного сектора. Прямо к роще подходят улицы Первомайская и Соловьева. И жители дворов, граничащих с парком, самовольно захватывают землю уже на его территории: расширяют огороды и даже занимаются там строительством – ставят сараи и гаражи.

Причина таких действий заложена в отсутствии четких границ рощи. Сам парк делится на две части. Участок, где работает муниципальное учреждение «Парк культуры и отдыха «Винновская роща», огорожен со стороны проезжей части забором. А вот территория за асфальтовыми дорожками, имеющая статус особо охраняемой природной зоны, но не входящая в ведение муниципального учреждения, четко очерченных границ не имеет. Это и позволяет местным жителям строить гаражи в зеленой зоне, а отдельным компаниям вынашивать планы и по более масштабным вторжениям в нее.

Между тем решить проблему можно хотя бы с помощью обычного забора, поставленного вокруг всей зеленой зоны. Ну и, конечно, необходима реакция органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды, на захват земли в роще. Подобных прецедентов пока нет.

Вместе с захватом участков по краям рощи возникает и вторая проблема – возросшая активность горожан уничтожает зеленую зону. Так, жители поселка Винновка не только отрезают себе на участки кусочки рощи, но и забивают мусором ее овраги.

Одновременно в роще все чаще встречаются обладатели современной техники – горных велосипедов и квадроциклов.

Долгое время шла борьба с разъезжавшими по роще автомобилями, которая вроде бы закончилась успехом. Но теперь возникла новая угроза. Владельцы тяжелых квадроциклов прокладывают по территории рощи целые трассы, велосипедисты также методично уничтожают траву. Чтобы в итоге роща не оказалась вытоптанной и раздавленной, необходимы четкие правила, регламентирующие, на каком транспорте и где можно по ней передвигаться.

Безразличием можно объяснить и третью проблему – умирают вековые деревья – одна из главных ценностей рощи. До начала XVII века, объясняет Дмитрий Семенов, на правом берегу Волги росли густые леса из дуба и липы. Постепенно их вырубали, и Винновская роща – единственный островок того мощного лесного массива на территории города. В том числе части дубов, растущих в Винновке, больше 200 лет. Сейчас таких деревьев – около полусотни. Есть в роще и двухсотлетние липы.

В целом деревья находятся в хорошем состоянии. И тут есть заслуга человека – до 1970-х годов, рассказывает Дмитрий Семенов, деревьям, заболевавшим суховершинностью, обрезали больную часть ствола. При суховершинности начинает болеть макушка дерева. Болезнь может перейти на все ветки, но если вовремя провести обрезку, она остановится. В последние десятилетия такие работы по спасению вековых деревьев не проводятся.

Заниматься этим необходимо – это понимаешь, хотя бы раз взглянув на огромный дуб у лыжной базы в роще (на снимке). Ему, по предположениям биологов, должно быть 350-400 лет. Это, вероятно, старейший живой организм на территории города. Неужели можно просто наблюдать за тем, как он гибнет?

Четвертая и самая сложно решаемая проблема рощи – начавшаяся еще в 1999 году утечка солярки в водоносном горизонте. Есть несколько вариантов того, откуда взялись эти горюче-смазочные материалы, но официально виновник загрязнения найден так и не был.

По предположению Дмитрия Семенова, загрязнение имеет масштабы экологической катастрофы. Вероятно, весь водораздел между Волгой и Свиягой в районе рощи наполнен соляркой. И пока вся солярка не выйдет, проблему не решить.

Да и после этого останется отравленная нефтепродуктами почва.

За десять лет текущая в пруд солярка уже отравила часть рощи. Жившие в превратившемся в болото пруде животные либо покинули его, либо погибли – нефтяная пленка на поверхности водоема препятствует поступлению кислорода в воду и жизни в ней. У водоема не осталось насекомых, нерестившихся в нем лягушек. В нем больше не живут караси и тритоны. Да и люди скоро перестанут спускаться в залитый нефтепродуктами овраг – летом в нем от ядовитых испарений можно получить отравление.

Очевидно, в истории Винновской рощи настает переломный момент. Сейчас она еще продолжает жить. К родникам, до которых не добралась солярка, ежедневно приходят десятки людей. А беседка ежегодно становится центром праздничных гончаровских событий. Но уже сейчас в теплое время года до нее из оврага доносится ядовитый нефтяной запах. Если не принимать серьезных мер по сохранению рощи, Гончаровский юбилей 2012 года будет кощунством – праздничные гулянья придется проводить на умирающей без помощи человека территории.

Главная проблема рощи, подводит итог Дмитрий Семенов, – отсутствие организации, которая бы несла ответственность за ее состояние. Муниципальное учреждение занимается только благоустроенной частью зеленой зоны, а за тем, что происходит в остальной части рощи, практически никто не следит. А для ее сохранения нужен системный подход.

Как ученый Дмитрий Семенов знает, что Винновская роща обречена. Она расположена в самом узком месте Волго-Свияжского водораздела, и, вероятно, через несколько десятков тысяч лет две реки в этом месте сольются – парк превратится в водопад. Но как бы ни пришлось городу распрощаться со своим зеленым сокровищем гораздо раньше. Если ничего не предпринимать, уже лет через 10-15 ребят из Центра детского творчества, которых Дмитрий Семенов сейчас приводит в рощу на экскурсии, знакомить с живой природой придется в другом месте.

Лидия Пехтерева