Отопительный сезон в Димитровграде, как и в целом по стране, проходит в штатном режиме: аварии, недотопы, протекающие крыши, обваливающаяся со стен и потолков штукатурка. Одним словом, ничего из ряда вон выходящего.

Так было во времена Ельцина-Горячева-Паршина, когда все предприятия сферы ЖКХ являлись, по сути, государственными и на плаву держались в основном за счет дотаций из федерального центра.

Так есть и при Медведеве-Морозове-Горшенине. Некоторые даже считают, что сейчас положение в нашей жилищно-коммунальной сфере настолько отвратительное, что хуже уже быть не может. Как оптимист, ответственно заявляю: не только может, обязательно будет.

9 августа в здании Димитровградского суда был оглашён шокирующий приговор по громкому делу предпринимателей, обманом заполучивших муниципальную собственность стоимостью более 500 миллионов (!) рублей. По решению суда наказанием для преступников стало… нет, не лишение свободы, а всего лишь штраф, который… не нужно будет выплачивать.

В 2004 году димитровградское предприятие «Котельные и тепловые сети» (ДМУП «КиТС») и водопроводно-канализационное хозяйство «Димитровградводоканал» были признаны банкротами. В том же году на должность руководителей этих двух предприятий были назначены конкурсные управляющие — Андрей Чирковский, Павел Кондратьев и Алексей Захаров.

Троица начала медленно, но верно разбазаривать муниципальное имущество, продавая его с молотка за гроши… фактически самим себе. В качестве покупателей выступали частные организации, оформленные на друзей, родственников и знакомых. Провернув всё это, троица уже на законных основаниях продавала бывшее муниципальное имущество за большие деньги другим фирмам.

Предпринимателям, умыкнувшим миллионы, был назначен штраф в 180 тысяч рублей. Причём и эту сумму осужденным вносить не придётся – в качестве штрафа суд засчитал несколько месяцев, проведённых осужденными в СИЗО. Такое вот правосудие.

Как это начиналось

26 декабря 2003 года председатель Комитета по управлению имуществом города А.А. Баранов на пленарном заседании Совета депутатов предложил народным избранникам включить в список имущества, подлежащего приватизации в 2004 году, МУП ВКХ «Димитровградводоканал» и ДМУП «КиТС» («Котельные и тепловые сети»). Однако большинством голосов (8 против 7) предложение отклоняется. И надо сказать оснований для отказа более чем достаточно.

Во-первых, вышеупомянутые муниципальные предприятия не могут быть приватизированы, потому как являются социально значимыми объектами.

Во-вторых, сии предприятия НЕ являются банкротами. Мало того, «Водоканал» всегда работал с прибылью.

Не ожидавший такого непокорства Андрей Анатольевич в сердцах бросает: «Ну, так мы их обанкротим!» Зал заседаний взрывается смехом. А зря: господин Баранов не из тех, кто бросает слова на ветер.

30 декабря 2003 года постановлением тогдашнего главы города Сергея Морозова комплекс котельной ДААЗа был передан «старшей дочке» Комитета по управлению имуществом города – МУП «ГИЦ». Но уже 1 января 2004 года «подарок» стоимостью более 70 млн рублей сдается в аренду на год ООО «Ресурс», учредителем которого стал В.А. Сюсин, до избрания депутатом Самарской Гордумы работавший заместителем Морозова по вопросам ЖКХ. Видимо, за 2 праздничных дня бюджет Димитровграда так наполнился средствами, что власти города не знали, куда их девать. А потому комплекс передали группе частных лиц, у которых был большой опыт по расходованию денег.

Регулярное и необоснованное повышение тарифов на тепло и горячую воду для жителей района, населенного в основном заводчанами, естественно, увеличило доходы от эксплуатации котельной ДААЗа. Но ведь какая ерунда получилась: денег стало поступать больше, а прибыльность предприятия уменьшилась почти в 7 раз!

В результате за ВЕСЬ 2004 год от ЭКСПЛУАТАЦИИ заводской котельной стоимостью почти 71 млн рублей частной фирмой ООО «Ресурс» в бюджет города поступило «доходов» на сумму… 27 тысяч 500 рублей!

Как только стало известно, что ожидаемого пополнения бюджета не произошло, полномочная комиссия должна была бы вернуть комплекс котельной ДААЗа в лоно муниципалитета. А нескольких товарищей надо было бы повести по залитой солнцем дороге в дом из красного кирпича, к окнам которого, по странному капризу архитектора, привинчены толстые решетки. Оснований для таких радикальных мер более чем достаточно: СКК выявила нарушения сразу трех федеральных законов, бюджетного кодекса РФ, устава МУП «ГИЦ», а также ряда постановлений главы города. Где-нибудь в России события, несомненно, развернулись по такому или схожему сценарию. Но Ульяновская область при Морозове фактически вышла из состава Федерации.

А потому ровно через 12 месяцев, 30 декабря 2004 года, глава города подписывает очередное Постановление, согласно которому заводская котельная отдается «Ресурсу» до 2053 года! И, почувствовав безнаказанность, старшая «доченька» Комитета по распродаже имущества Димитровграда пускается во все тяжкие.

Став полноправными хозяевами комплекса котельных, учредители ООО «Ресурс» засучивают рукава, и уже к концу 2005 года рентабельность повышается. Успешной оказалась деятельность «частных инвесторов» и в первой половине 2006 года. Но за эти полтора года от ЭКСПЛУАТАЦИИ даазовской котельной в бюджет Димитровграда НЕ поступило НИ копейки!

С января 2005 года городом стал рулить преемник Морозова – Александр Молочков. Справедливости ради надо отметить, Молочков не стал принимать участие в дальнейшем растаскивании имущества города. Для этой неблагодарной работы он пригласил своего дружбана – предпринимателя Валерия Патанина, которому и доверил расправиться с остатками имущества. При Валерии Денисовиче «комитетская дочка» окончательно распустилась.

Список правонарушений, в том числе и налоговых, совершенных руководством городского имущественного центра, в Заключении СКК занимает 11 страниц машинописного текста. А еще каких-нибудь 20 лет назад за это могли бы и лоб зеленкой намазать.

Остановлюсь лишь на самых очевидных «искажениях в отчетности».

«По материалам передачи балансовая стоимость (комплекса котельной ДААЗа – авт.) составляет 70 млн 862 тысячи рублей, общей площадью: помещений – 8 тысяч 94 кв. метра; сливной эстакады – 840 кв. метров… По Реестру на 01.01.06: комплекс котельной числится как нежилое здание общей площадью 72 квадратных метра, балансовой стоимостью 741 тысячу 400 рублей» (Заключение СКК № 130 от 7 сентября 2006 года). Получается, что за 2 года котельная «подешевела» более чем в 100 раз, во столько же раз «усохла» и площадь, ею занимаемая.

А ведь кроме самой котельной, умещающейся по документам ГИЦа на площади трехкомнатной квартиры, ООО «Ресурс» арендовало еще 9 самостоятельных оборудованных объектов: химводоочистку со складом, резервуар для хранения мазута, газораспределительный пункт и так далее. Все эти объекты занимают участок земли площадью 8,5 га, который был выведен из состава земель поселения Постановлениями Морозова-Молочкова и предоставлен МУП «ГИЦ». Муниципальное предприятие, в свою очередь, сдало землю в аренду ООО «Ресурс». При этом размер арендной платы за САМУЮ ДОРОГУЮ землю в Димитровграде для фирмы господина Сюсина был установлен по минимуму – с коэффициентом 0,3 вместо 1,0.

Но даже этот мизер показался хозяевам ООО «Ресурс» чрезмерным, а потому арендная плата поступала после настоятельных просьб и неполностью: к 1 июля 2006 года задолженность составила 3 миллиона 720 тысяч рублей. А те деньги, которые фирма господина Сюсина все-таки «отрывала» от себя, в бюджет Димитровграда НЕ поступали. Они оседали в МУП «ГИЦ».

А чтобы чувствовать себя комфортно и спать спокойно, руководство КУГИ и МУП «ГИЦ», с одной стороны, и ООО «Ресурс» – с другой, заключили между собой сразу 2 договора расчетов по арендной плате. Причем суммы обязательных платежей в этих документах различаются в 2,8 раза.

Однако и это еще не все. 1 января 2006 года между ГИЦ и «Ресурсом» с согласия председателя Комитета по управлению имуществом города господина Патанина подписывается дополнительное соглашение, по которому размер арендной платы за котельную ДААЗа становится еще МЕНЬШЕ. По официальной версии, ООО «Ресурс» должно откладывать деньги на капитальный ремонт котельной. Версия не выдерживает никакой критики по многим причинам. Во-первых, средства на ремонт, в том числе и капитальный, уже были включены в смету расходов по статье «амортизация основных средств». Во-вторых, не указан ни срок предстоящего капремонта, ни предполагаемые расходы. В-третьих, комплекс котельной был передан муниципалитету после основательного капитального ремонта, произведенного за счет ДААЗа.

Во время проверки ревизоры из СКК с удивлением узнали, что из 83 объектов, переданных в хозяйственное ведение МУП «ГИЦ» 2 года назад, согласно предоставленным документам, осталось всего…13. Вторая по мощности и самая современная котельная (ООО «Олимп») стоимостью 50 млн рублей была сдана в аренду предпринимателям с «Юга» еще в 2002 году. Таким образом, менее чем за 2 года у ДМУП «КиТС» были отобраны 2 самых крупных и рентабельных теплоисточника. Самому муниципальному предприятию остались сотни километров городских сетей отопления и горячего водоснабжения, а также полтора десятка маломощных котельных. И, естественно, долги, коих было и без того достаточно.

Верхом наглости оказался ремонт отданной в аренду частникам котельной «Олимп». Однако если ДМУП «КиТС» к банкротству подводили верно, но медленно, то с «Водоканалом» решили не церемониться.

8 апреля 2004 года некое ЗАО «ФинансТоргГрупп» обращается в городской суд с ходатайством о признании банкротом МУП ВКХ «Димитровградводоканал», директором которого на тот момент был Николай Горшенин.

Сумма основного долга просто смехотворна – 944 тысячи рублей. Николай Анатольевич не упирается, спокойно признается в несостоятельности предприятия и начинает готовиться к выборам в Совет депутатов.

Буквально через 2 месяца, 10 июня 2004 года, Арбитражный суд города Ульяновска признает банкротом МУП «Спецтранссервис», занимающееся сбором и транспортировкой отходов, содержанием, ремонтом городских объектов и территорий. Признать предприятие несостоятельным попросил… САМ директор Валерий Агафонов. И в декабре того же года он всенародно избирается депутатом, а еще через пару недель становится председателем комитета Совета депутатов по городскому хозяйству и ЖКХ. В настоящее время на прахе почившего в бозе МУПа образовалось три ОООшки, учрежденные дочерью Агафонова – Анной. А в директорах ходят сам Валерий Викторович, его брат Андрей и зять. И хорошо зарабатывают на мусоре, коего в культурной столице Поволжья становится все больше. А вот кому достались «Водоканал» и «Теплосети», до сих пор неизвестно.

Чем это закончилось

В августе 2008 димитровградский Совет депутатов самораспустился. Глава города Молочков добровольно покинул кресло градоначальника еще раньше – в марте подался в депутаты ЗС. В Димитровграде воцарилось фактически безвластие. Несмотря на отсутствие в городе легитимной власти, делишки шли своим ходом.

18 октября 2008 года было объявлено о продаже димитровградских унитарных предприятий «Водоканал» и «Котельные и Теплосети».

17 ноября объявили победителей – ЗАО «Энергосеть Димитровград» и «Теплосвет Димитровград». Примечательно, что выпуски ценных бумаг зарегистрированы 7 ноября, то есть за 10 дней до продажи. Фамилии троих учредителей мы упоминали: это конкурсные управляющие, которых вроде как наказали. А вот остальных акционеров нам так и не назвали. Козе ясно, что настоящие «Корейко» не только на свободе, но, скорее всего, станут-таки владельцами «Водоканала» и «Теплосетей».

Юрий Самарский