Два месяца Марк Викторович хлопочет о том, чтобы его 86-летней матери – пенсионерке, инвалиду первой группы – региональное министерство труда и социального развития предоставило противопролежневый матрас.
А там «отзывчивые специалисты» ему говорят: зачем он ей? Обходилась без него старушка столько лет, значит, не нужен. Вот так, взяли и решили все за бедную женщину, что ей надо, а что – нет. Мнение и рекомендации врачей – мимо.
Пенсионерка Руфина Федоровна Кузнецова живет вместе с сыном на улице Гончарова, 1.
Больше 40 лет она проработала врачом, в любую погоду ходила по вызовам, лечила людей.
Потом случилась беда, приковавшая женщину к постели, со всеми вытекающими последствиями и проблемами для нее и сына. В 2001 и 2002 годах, когда за обеспечение нуждающихся бесплатными средствами реабилитации отвечал соцстрах, пенсионерка без проблем получала все необходимое от государства. Потом семь лет ничего не брала, обходились своими силами. Но вот возникла нужда в противопролежневом матрасе, а с ней – и бесконечные хождения по мукам ее сына. В письме, присланном в «СК», он поделился своим опытом борьбы за права больной матери: «В вашей газете публикуются материалы о том, что инвалиды не могут получить положенные по закону бесплатные средства реабилитации из-за своеобразной позиции, занятой областным министерством труда и социального развития. Значит, случай с моей матерью не единичен, это система. Почему чиновник министерства, не врач, перечеркивает своими действиями заключение врачей поликлиники и бюро медико-социальной экспертизы, заявляя, что лежала инвалид без противопролежневого матраса, а он ей и не нужен. Я считаю, подобными действиями дискредитируется государство, социальная политика, наносится вред имиджу руководства страны. Люди возмущены тем, как работают чиновники этого министерства, действиями которых инвалидам наносится физический и моральный вред».
Пока Марк Викторович два месяца треплет нервы, воюя с чиновниками, у матери вновь появились кровоточащие пролежни, которые до этого залечили в больнице. Выписывая пенсионерку домой, врачи настоятельно рекомендовали сыну достать для матери противопролежневый матрас. Время идет, а вопрос не решается. В областном министерстве труда и социального развития от Марка Викторовича отмахиваются как от назойливой мухи. И предлагают ему самому купить этот матрас. Другого выхода там не видят, потому что это самое министерство почему-то в нынешнем году не заключило соответствующий договор о поставках реабилитационных средств в Ульяновскую область.
Марк Викторович попробовал пойти другим путем. Написал президенту РФ письмо, в котором сообщил, что в Ульяновской области государственные законы, в частности по бесплатному обеспечению инвалидов средствами реабилитации, не исполняются. Кроме того, письма с жалобами, телеграммы были разосланы в областное Законодательное Собрание, областную администрацию, прокуратуру. Эта переписка – удовольствие для человека с низкими доходами весьма затратное, плюс переговоры по сотовому телефону с чиновниками. Судя по предоставленным в «СК» документам в адрес регионального министра труда и социального развития Анатолия Васильева, который на днях докладывал, как хорошо его министерство заботится об инвалидах, были посланы письма от чиновников высоких рангов. Все они «просят оказать необходимое содействие в скорейшем решении вопроса». Рассмотреть заявление сына «по вопросу ненадлежащего обеспечения средствами реабилитации» г-на Васильева попросила и областная прокуратура. «О принятых мерах сообщите заявителю в установленный законом срок и проинформируйте прокуратуру области не позднее 20 декабря 2010 года», – говорится в отправленном на имя Васильева из областной прокуратуры письме.
Пока идет бесконечная переписка с чиновниками, в конце ноября квартиру инвалида всетаки посетили работники министерства труда и социального развития и привезли 59 впитывающих пеленок на сумму 469 рублей. А их, по словам Марка Викторовича, должно быть столько, сколько дней в году. И выдавать их обязаны оптом сразу на год. Как по кусочкам – исходя из затрат на месяц – будут делить противопролежневый матрас, не знают даже специалисты министерства труда и социального развития. Не знают там, и когда предоставят это средство реабилитации больной женщине. Тем временем сын инвалида готовит документы, чтобы подать на злосчастное министерство в областной суд, чтобы тот возместил ему материальный и моральный ущерб. Много просить Марк Викторович не намерен – хотя бы копейку. А больше, как он считает, не стоит, ведь не из своего же кармана, в случае, если суд примет сторону истца, заплатит высокопоставленный чиновник, а из бюджетных средств, которые формируются в том числе из налогов населения. Да, собственно, само население всех этих «отзывчивых» чиновников, от которых постоянно страдает, и содержит. Вот такие жизненные парадоксы.
Ольга Тихонова