Судьба «Авиастара-СП» и сотен авиастроителей фактически решается в торге между олигархом Александром Лебедевым и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). При этом бизнесмена едва ли тревожит судьба отечественного авиапрома. Лишь заявляя о своей готовности приобрести российские самолеты, он может получить немалую выгоду. При этом сам ульяновский авиагигант рискует совершить очередное болезненное падение.

«СК» уже писал о неудачах программы по выпуску на ульяновском самолетостроительном заводе самолетов «ТУ-204СМ». На «Авиастаре» на проект возлагали большие надежды, однако летом от покупки 15 лайнеров отказался единственный покупатель – авикомпания «Москва». С тех пор разговор только и шел, что о сворачивании программы, однако план спасения предложил владелец авиакомпании «Red Wings» и основной акционер лизинговой компании «Ильюшин финанс». Последняя готова заключить контракт на 44 самолета «ТУ-204СМ», но при выполнении целого ряда условий.

Самое главное из них – почти вдвое снизить стоимость лайнера.

По данным газеты «Ведомости», «Москве» ОАК предлагал самолеты по 50 миллионов долларов, тогда как нынешний покупатель требует сбросить цену до 30 миллионов. За счет чего можно войти в новую ценовую нишу, ни на «Авиастаре», ни в ОАК, похоже, пока не представляют. Рассчитывать на серьезный сброс цен поставщиками вряд ли стоит. Скорее всего, будет как раз наоборот, ведь с нового года повышается размер страховых взносов предприятий, что вызовет удорожание конечного продукта. Добиваться налоговых льгот? Региональные власти говорят, что уже сейчас оказывают авиазаводу максимум поддержки. Сокращать издержки на самом предприятии? Урезать и без того мизерные зарплаты заводчан?

Перед «Авиастаром» стоит нелегкая дилемма: согласиться на кабальные условия олигарха либо полностью свернуть производство «ТУ-204СМ», на что потрачено около пяти миллиардов рублей. Опыт других подобных контрактов показывает, что, соглашаясь на покупку российских самолетов, авиаперевозчики с успехом добиваются для себя широких преференций. Так было с «Трансаэро», готовым было купить десять «ТУ-214», производимых в Казани, в обмен на обнуление 20-процентной пошлины на американский «Boeing 747». Таким же методом действует «Аэрофлот», на всех углах заявляющий о будущих покупках «Sukhoi Superjet 100», «АН-148» и «МС-21».

Дмитрий Минаев