Пожары, охватившие нынешним летом всю Россию, не обошли стороной и Ульяновскую область. Сильнее всех пострадали южные районы, которым чуть ли не каждый год достаётся то от ураганов, то от огня. Есть версия, что не во всех случаях виновны жара и засуха, – часто пожары возникали от… поджогов.

День первый

В субботу 18 сентября 2010 года жители Новоспасского района съехались в р.п. Новоспасское на сельскохозяйственную ярмарку. В это время в 30 метрах от перекрёстка автодорог Москва-Самара и Свирино-Канадей загорелась сухая трава. Через несколько минут к месту пожара подъехали житель села Канадей Андрей Солдатов с другом и попытались погасить огонь своими силами. Однако сильный юго-западный ветер быстро разнёс по полю в сторону суходола горящую траву – загорелись сосенки на поле и краю оврага. Андрей позвонил в МЧС: через некоторое время прибыла пожарная машина. Но что могли сделать мчсники при сильном ветре и огне, перешедшем в верховой? Около 15 часов огонь подошёл вплотную к селу Монастырский Сунгур, в котором находится дача главы Новоспасского района Александра Вражнова, а на западной окраине села расположен летний лагерь КРС, принадлежащий депутату ЗСО Григорию Мясникову.

В 16 часов была дана команда перегонять скот в Троицкий Сунгур. Около 17 часов огонь подошёл к этому селу с южной стороны на расстояние 300-400 метров. Тушением пожара занимались одна пожарная машина и трактор К-701 с бульдозерным отвалом, а также жители села. Огонь охватил весь государственный лесной фонд площадью более 4 000 гектаров между сёлами Троицкий, Монастырский Сунгур, Свирино, Канадей и Канасаево. Кроме того, огнём было охвачено более 3 000 гектаров полей, заросших сосенками и лесокустарниковой растительностью, бывших СПК «Садовое» и ПКП «Троицкое».

К 19 часам ветер утих, верховой огонь остановился. Жители сёл и пожарные заливали и гасили очаги пожара водой, ветками, закидывали землёй. Сельчане были удивлены, что не были организованы работы штаба по борьбе с огнём, все действовали сами по себе. Было очевидно, что местные власти оказались неспособны организовать противостояние огню. Пожар постепенно затихал, готовясь к новому «прыжку». Александр Вражнов доложил в область, что огонь остановлен.

День второй

Утром 19 сентября огонь, притихший накануне, начал очередную атаку на растерянных и обескураженных чиновников, а также на начальника отделения МЧС Сергея Измайлова. Около восьми утра в южной части села Монастырский Сунгур загорелось поле с сосенками. Пока пожарники тушили один очаг, вокруг них загорелись несколько других, которые затем перешли в верховой огонь, быстрыми скачками продвигавшийся в сторону деревни Рокотушка и к восточной стороне села Монастырский Сунгур. Александр Вражнов, поставив на въезде в село 40-тонный нефтевоз с водой и четырьмя пожарными расчётами, занял позицию ожидания, когда огонь подойдёт к жилым домам. Но огонь, дойдя до дороги, повернул на восток и превратил в пустыню участок лиственного леса между Монастырским Сунгуром и Рокотушкинским кладбищем.

В это же время пожар на юго-западной стороне села Троицкий Сунгур, подгоняемый сильным ветром, начал быстро двигаться в сторону Кузоватовского района. Около полудня огонь подошёл к ферме, принадлежащей Григорию Мясникову. Депутат ЗСО, увидев, что огонь может лишить его имущества и скота, немедленно связался с губернатором, начальником МЧС области Киселёвым и другими чиновниками областного масштаба. В 16 часов с южной стороны фермы были развёрнуты штабы МЧС, Министерства природных ресурсов во главе с Вячеславом Кубликом и личный штаб Григория Мясникова.

А в это время жители Рокотушки, к кладбищу которой подошёл огонь, прицепив к своим тракторам бочки с водой, отстаивали погост от пожара, подходившего с северо-западной стороны. Председатель СПК им. Н.П.Соловьёва Николай Игонин обратился к депутату ЗСО с просьбой выделить одну из тридцати пожарных машин. На это депутат ответил: «Видишь, сейчас ферма загорится. Езжай в Монастырский Сунгур, там у Вражнова четыре «пожарки», вот у него и проси». Вячеслав Кублик добавил, что кладбище в Рокотушке расположено в посадке, поэтому и так сгорит. Однако жители деревни оказались не из того племени, что эти господа, и кладбище, на котором похоронен кавалер трёх степеней Ордена «Славы» Николай Соловьёв, отстояли. Вражнов вновь доложил в область, что огонь остановлен.

День третий, самый жаркий

Пожар не заставил себя ждать, и уже в 2.30 20 сентября огонь, вымахнув из-под горы, быстро стал двигаться в юго-восточном направлении, прямо к кладбищу. Сельчане, дежурившие ночью, подняли на ноги всю деревню. Сергей Кривов с сестрой Светланой, Сергей и Владимир Абашины, Василий Малов, Рафать Альшин вместе с другими жителями Рокотушки спасли кладбище от огня. Сгорела ограда с южной и западной сторон, но на могилы огонь не прошёл. А пожарная машина пришла только после того, как жители Рокотушки дозвонились до областного штаба МЧС, – на это ушло около часа. Сбивая и заливая отдельные очаги огня, сельчане к 8.00 потушили основные. Они увидели, как работники МЧС зажгли с другой стороны дороги так называемый встречный пал, но ветер переменил направление, и огонь охватил часть леса и посадок площадью более 800 гектаров. Фактически, эти лес и посадки были сожжены преднамеренно, кроме того, в огне чуть не сгорели автомашины областного телевидения и начальника отдела МЧС Измайлова. Собрав на южной окраине Рокотушки десятки пожарных расчётов и сотни людей, штаб во главе с Александром Вражновым не смог организовать защиту посадок и леса от огня.

В карьере песка ООО «Силикат» сгорели посадки и домик охраны. И только тогда на место пожара приехал директор ООО, депутат райсовета от деревни Рокотушка Александр Солдатов. Огонь пожирал последние сотни деревьев, а люди, тушившие пожар, вздохнули с облегчением, видя, что пожар затухает. Но в это время в овраге Бычихи за территорией Новоспасского лесничества в небо взметнулся клуб огня – новый очаг пожара. Ветер подхватил пламя, загорелись деревья и трава. Огонь быстро перешёл овраг и стал пожирать сосновые посадки, через считанные минуты подошёл к складам взрывчатых веществ, где хранится более пяти тонн оммонита, принадлежащего ООО «Геофизик» из Ульяновска. Буквально в 300 м от этих складов и в 200 м от р.п. Новоспасское проложены два нефтепровода «Дружба» и продуктопровод, по которому качают дизельное топливо и бензин. Фактически рабочий посёлок находился на краю катастрофы. Эти склады были построены никем иным, как Григорием Мясниковым, а затем сданы в аренду ООО «Геофизик».

Когда прошёл первый шквал огня, начался второй. Вал огня метался из стороны в сторону, противостоять ему люди и пожарные уже не могли. Губернатор был вынужден сообщить о трагедии в Москву. В 17 часов на южную окраину Рокотушки прибыли Сергей Морозов и группа журналистов центрального телевидения. В 19 часов они, нацелив свои камеры на притушенный очаг возгорания, взяли интервью у губернатора и главы района, которые хвалили друг друга. По их словам, сгорело всего 600 га леса и полей. Очевидно, только для телерепортажа, самолёт два раза сбросил воду на склад взрывчатых веществ, а вертолёт сел рядом с машиной губернатора, прицепив кошёлку для воды, сделал один сброс на очаг пожара. Затем вся свита уехала в Новоспасское, и в 21.00 губернатор отбыл в Ульяновск. А в это время жители Рокотушки опахали южную сторону деревни и организовали ночное дежурство вместе с пожарными расчётами, прибывшими из… Ишеевки и Пензенской области.

День четвёртый и другие

Утро 21 сентября не принесло облегчения. Горели леса, посадки, поля, заросшие сосенками. Низовой огонь тушили люди, а вот верховой и большие места возгорания два дня – 21 и 22 сентября – тушили самолёт ИЛ-76 и вертолёт. Окончательно огонь был локализован лишь 25 сентября.

Сгорело и было поражено огнём более 15 000 гектаров государственного лесного фонда, более 5 000 га лесокустарниковой растительности и полей, заросших сосенками сельхозпредприятий. За ликвидацию чрезвычайных ситуаций глава района награждён медалью. Очевидно, начальник МЧС полковник Киселёв и губернатор, стремясь выдать желаемое за действительное, награждают своих друзей и надеются, что президент России, в свою очередь, отметит и их «заслуги» перед отечеством. Три раза органы власти собирали жителей деревни Рокотушка для вручения благодарственных писем и сувениров в виде двух бокалов стоимостью 90 рублей.

Поля сельхозпредприятий, которые стали собственностью Григория Мясникова, оказались не обработанными, заросли травой и сосенками. Они не были опаханы. В Новоспасском районе не работал и не работает штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Несмотря на ежегодные пожары, в районе не создан отряд тяжёлой техники для разработки пожарных разрывов, вспашки противопожарных полос. Ликвидирован штат лесников и рабочих в Новоспасском лесничестве, леса площадью 23 500 га взяло в аренду ООО «Лес-Н», а фактически лесами распоряжается глава района. Данная фирма производит рубку хвойного леса на месте весеннего пожара в Канадейском лесничестве.

До настоящего времени исполнительный директор общества Пётр Сыров продал тысячи кубометров сосны по цене 1 800 рублей за один куб леса. Как поясняют работники отдела Минприроды Ульяновской области в Новоспасском лесничестве, Пётр Сыров производит рубку леса, не имея на руках документов, дающих на это право. Заплатив 120 рублей за кубометр поражённого пожаром леса, он продаёт его на корню по 1 200 рублей, а заготовленную древесину реализует по 1 800. Очевидно, кому-то очень выгодно, чтобы Сыров продавал лес в десятки раз дороже отпускной цены. Вот только неизвестно, куда эта разница попадает? Кому, как не арендаторам, выгоден пожар?

Удивительно и то, что в обоих случаях возникновения пожара усматривается человеческий фактор – поджог. Но сотрудники Новоспасского РОВД и следственного отдела при РОВД по каким-то причинам стараются представить уничтоженные огнём 15 000 га леса как несчастный случай или детские шалости. Никто не задался вопросом, почему фирма ООО «Лес-Н», созданная главой района и депутатом ЗСО, не обеспечила противопожарное состояние государственного лесного фонда, несмотря на введённое в Ульяновской области, в том числе и в Новоспасском районе, чрезвычайное положение и объявленный пятый (высший) класс пожарной опасности в лесах района.

Начальник отдела Минприроды Ульяновской области при Новоспасском лесничестве Сергей Букин вместо того, чтобы требовать от арендаторов выполнения работ по восстановлению вырубленных и сгоревших лесных массивов, старается не вмешиваться в действия арендаторов.

Леса и посадки в Новоспасском районе горят ежегодно. В 2006 году от горевшей свалки бытовых отходов в огне погибли 150 га лесов и 57 га приовражных посадок СПК им. Н.П. Соловьёва. В 2008 году по вине органов власти сгорело около 70 гектаров приовражных посадок СПК «Садовое», 87 га СПК им. Н.П. Соловьёва и 30 га лесного фонда. В 2008 году погибли Репьёвский и Коптевский сосновые боры и другие леса. В 2009 году горевшей муниципальной свалкой бытовых отходов в СПК им. Н.П. Соловьёва было уничтожено 18 га приовражных посадок. В конце апреля и летом 2010 года в Новоспасском районе сгорело более 2 000 га государственных лесов. С 18 по 25 сентября 2010 года в результате двух очагов пожара только в Новоспасском районе погибло 15 000 га леса и более 5 000 га лесокустарниковой растительности и полей сельхозпредприятий.

В результате бездарной деятельности администрации Новоспасского района за 4 года огонь поглотил 24 412 гектаров.

Через 2-3 года на 20 000 гектарах повалятся деревья, и на их месте будет настоящая пустыня. А Пётр Сыров со своими архаровцами за зиму вырежут деловую древесину, набьют государственными деньгами карманы и исчезнут. Кто будет заниматься восстановлением лесов, неизвестно.

Анатолий ВАСИН