Недавно губернатор Сергей Морозов заявил о намерении возродить виртуальную «Доску позора», на которой будут вывешиваться фамилии чиновников-нарушителей с указанием причин наказания и форм взыскания. Еще он предложил организовывать настоящие милицейские «подставы» – обращения к чиновникам якобы от граждан, а затем производить контроль за исполнением.
Новая метла
Впервые Сергей Морозов замахнулся на ульяновских чиновников в январе 2005 года, сразу после того, как занял губернаторское кресло. Тогда он проводил зачистку областных структур от остававшихся членов команды Шаманова.
Он решил сократить численность чиновников на 30 процентов. Оставшимся резко сократил зарплату, сняв с них установленные генералом доплаты и надбавки. Еще губернатор запретил чиновникам появляться на рабочих местах в золотых цепях, джинсах и рубашках-распашонках, которые вошли в моду при Шаманове. После этого он рассадил в ключевые кресла членов своей димитровградской команды.
«Кнуты»
Своей команде Сергей Морозов безоблачного существования не обещал. Одним из действенных «кнутов» должна была стать система штрафов за неисполнительность в размере от 3 до 5 тысяч рублей.
В начале 2007 года на первый план выступили меры психологического воздействия. Сергей Морозов развил ранее опубликованную идею о создании «черного списка», куда он планировал заносить фамилии неблагонадежных чиновников и их «подвиги». Следующим шагом стало появление электронной «Доски позора». Просуществовала она недолго, много шума не наделала, и следов какого-нибудь заметного ее влияния на ульяновских чиновников никому отметить не удалось.
Когда началась общероссийская чиновничья забава под названием «Борьба с коррупцией», губернатор объявил о создании реестра неблагонадежных чиновников, для чего среди населения планировалось провести спецопрос.
Конечно, были за прошедшие годы и сокращения, и понижения в должностях, и даже отставки. Но как-то так получалось, что в ходе непрекращающихся реорганизаций правительственных структур вместо одних сокращенных отделов, департаментов и министерств появлялись другие, а пониженные в должностях и отправленные в отставку люди вновь всплывали в чиновничьих рядах, занимая должности не более низкие, чем ранее.
«Пряники»
Еще в 2006 году облчиновники получили возможность пополнять свой багаж знаний в бывшей гардеробной здания обладминистрации, переоборудованной под библиотеку. Затем Сергей Морозов решил проводить для подчиненных еженедельные занятия по регионоведению, истории, за бюджетный счет пытался научить их работать на компьютерах, приглашал к ним библиотекарей, которые рассказывали позевывающим чиновникам о новинках литературы по управлению.
А ещё решили, что расходы чиновников на посещение спортзалов и бассейнов будут частично компенсироваться за счет профкома правительства. В случае нехватки средств губернатор высказал готовность часть средств выделять из бюджета.
Специально для чиновников создали внутрикорпоративный сайт, при помощи которого каждый может установить личный контакт с губернатором. Сергей Морозов сразу попросил коллег «стараться поменьше обращаться с жалобами на начальство, а то сервер может просто рухнуть».
Пиком раздачи «пряников» чиновникам стало распоряжение губернатора Морозова от 25 сентября 2009 года, которым был установлен еще один праздник областного значения. Теперь ежегодно 9 декабря в области будет отмечаться День чиновника. Полное название нового праздника – День гражданского, государственного и муниципального служащего. Но ведь разницы нет никакой.
Короля делает свита
Чиновничье сообщество по-своему благодарит губернатора за отеческую заботу. Например, повышением интенсивности своей и без того бурной деятельности. Настолько бурной, что в марте 2006 года Сергей Морозов заявил: «Разгильдяйство, забалтывание и откровенное вранье – вот, что творят в последнее время наши чиновники в ответ на постановления губернатора. Некоторые попросту отписывают мне отчеты о выполнении поставленных перед ними задач. А проблема как была, так и осталась!» Иначе и быть не может. Как говорится, чем богаты!
Зато «где надо» изобретательность ульяновских чиновников всегда на высоте. После проведенной прокуратурой проверки в сентябре 2008 года были отмечены нарушения. Наиболее частые – совмещение чиновниками своего присутствия в высоких креслах с желанием оставаться владельцами частных фирм.
Иссякающий ресурс?
Похоже, что намерение Сергея Морозова вернуться к уже апробированной, но не давшей сколько-нибудь заметного эффекта виртуальной «Доске позора» – свидетельство иссякающего управленческого ресурса губернатора. Шесть лет безуспешных попыток изменить ульяновское чиновничество, сломать практику кумовства завершились высшим проявлением кадровых принципов губернатора – назначением в этом году собственной супруги на должность директора ОГУСП «Тепличное».
О том, что практикуемые в Ульяновской области методы руководства управленческими структурами неэффективны, свидетельствует разнос, который на прошлой неделе на всю Россию с телеэкрана устроил руководству области федеральный министр МЧС Сергей Шойгу по поводу медлительности в ликвидации последствий ЧС, возникшей в результате обледенения в первых числах декабря. Отдуваться за всю систему областной власти пришлось министру энергетики Алесандру Букину.
Семен САБЛИН