Незадолго до празднования Победы в Великой Отечественной войне мы писали о том, как власть на местах обижает бывших солдат ВОВ, а также вдов погибших защитников. Судя по фактам, главы районов (поголовно выдвиженцы «Единой России») бессовестно относятся к пожилым людям.

Их даже не пугает наказание за невыполнения Указа Президента РФ о предоставлении всем нуждающимся участникам войны и вдовам достойного жилья. Самым молодым из них сегодня за 80 лет, а люди еще не жили в человеческих условиях. После безобразного скандала в Карсунском районе, когда со своего поста полетел глава МО (потому что благодаря репортажу на Первом канале прославился на всю Россию), мы надеялись, что таких примеров больше не будет.

Но вот прошел юбилейный праздник, а у ветеранов, как и раньше, льются слезы обиды и горечи. Чиновники не просто отказывают старикам в предоставлении жилья, но даже не ставят в очередь, чтоб они получили квартиры в дальнейшем. И нам кажется, что судам, где интересы бывших солдат защищают только прокуроры районов, нет конца. У нашей власти, видимо, потеряны остатки совести.

Житель Заволжского района, 83–летний Владимир Матроскин, не просто бывший фронтовик, а еще и инвалид 2 группы. Сейчас дедушка живет у сына в доме площадью всего 44 квадратных метра. Помимо хозяев, там ютятся еще двое родственников. Легко представить, в какой тесноте живут люди. Однако жилищная комиссия мэрии Ульяновска посчитала, что ветерану будет слишком жирно переехать в новую квартиру, и не поставила его на учет. Защитил старика районный прокурор Петр Пронько, который дожал чиновников и добился, чтоб Владимир Карпович хотя бы получил надежду на новое жилье. Старика, наконец, поставили в очередь.

Три вдовы участников ВОВ, 93–летняя Ираида Алькаева, 83–летняя Людмила Архипова и 82–летняя Клавдия Скотникова, уже не могут ходить по судам. Вдовы живут в ужасающих условиях – на каждую приходится всего по 10 квадратных метров жилой площади. Однако в мэрии Ульяновска решили, что им и так хорошо, цинично отказав пожилым женщинам в предоставлении нормального жилья. При этом отказ ничем не мотивировался. Три старушки горько плакали, когда попали на прием к прокурору Засвияжского района Игорю Силантьеву. Он пообещал помочь и сдержал слово. Все три иска прокурора удовлетворили в суде. Бабушки получат квартиры, если, конечно, доживут. А вот почему чиновники остаются безнаказанными?

Не так давно областная прокуратура, потеряв терпение, начала проверять, почему повсеместно нарушаются законы в отношении ветеранов ВОВ, инвалидов и участников войны. Оказывается, был придуман некий хитрый ход, чтоб запутать стариков, отважившихся добиться положенных квартир. Нуждающимся старикам не отвечали о принятых на их счет решениях в течение положенных по закону 5 дней, пожилые люди отчаивались и теряли надежду, прекращая заниматься этими хлопотами.

Министерство труда и соцразвития не особо утруждало себя заботой о жилье ветеранов, а перебрасывало проблему на органы местного самоуправления. Известно, что городские и поселковые администрации (это вам не сельсоветы!) не особо занимались тем, чтоб учетные дела стариков вовремя отправить в Министерство. А областные чиновники (мы цитируем документы) «фактически уклонялись от обязанности по осуществлению контроля за проводимой муниципальными органами работой по приему заявлений и документов ветеранов».

Вот вам нехитрая бюрократическая схема, которая позволяла чиновникам всех мастей плевать на заслуженных людей, живущих в ужасных условиях. Только за последнее время, чтоб отстоять законные интересы стариков, в суды обратились прокуроры Ленинского района города Ульяновска, Инзенского, Барышского, Сенгилеевского, Майнского, Новомалыклинского, Старомайнского районов. Борьба достигла пика в Мелекесском районе, где прокурор Лукьянов завел административное дело на главу МО «Новочеремшанское сельское поселение» за многочисленные нарушения в учете ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье.

И уж совсем безобразная картина предстала, когда прокуратура Ульяновской области подвела печальный итог за 2010 год. Всего в отношении органов власти внесено свыше 90 представлений, возбуждено 24 административных дела, в суды разных инстанций направлено 40 исковых заявлений, большинство из которых удовлетворено.

Ольга АЛЕКСЕЕВА