Продукция Ульяновского автозавода знакома каждому жителю города. Но мало кто из ульяновцев сможет назвать других представителей семейства «УАЗов», кроме привычных «Козликов», «Хантеров», «Буханок» и «Патриотов». Между тем их близких и далеких родственников на заводе было выпущено немало.
Правда, большинство из них выходили из цехов малочисленными партиями, а то и в единичном экземпляре. Хотя отыскать следы этих редких железных коней не так сложно.
Поиски невиданных «УАЗов» стоит начать с музея автозавода. Первыми выпускавшимися в Ульяновске автомобилями стали «ЗИС-5» – уроженцы московского завода имени Сталина, эвакуированного в Ульяновск во время войны. Кроме пятых «ЗИСов», видимо, в Ульяновске выпускали и «ЗИС-6», рассказывает директор музея Алла Молева. Они служили основой для «Катюши» и других военных машин, поэтому точной информации об их производстве в нашем городе нет.
Среди музейных фотографий есть и снимки «ЗИС-21» с газогенераторной установкой. Эти автомобили могли ездить на древесных чурках, что в условиях военного времени при нехватке нефтепродуктов было очень актуально.
В 1944 году в Ульяновске был собран наконец и «УАЗ» – дизельный грузовик с номером 253. Но его производство передали в Новосибирск.
Наш автозавод до 1955 года не выпускал массово автомобили, а работал на оборонку, сельское хозяйство и производил другую необходимую стране продукцию.
Первым послевоенным массовым автомобилем УАЗа стал «ГАЗ-69».
Разрабатывали его на Горьковском автозаводе, а производство передали нам. И, несмотря на «ГАЗовское» название, с определенного момента на машине появилась аббревиатура «УАЗ».
Этот автомобиль вскоре вышел на мировой рынок и быстро его завоевал. В 1972 году, когда «ГАЗ-69» снимали с производства, он продавался в более чем 75 стран мира. Дошедшие до наших дней экземпляры этой модели очень ценятся любителями ретро. И имеющийся в музее завода пятидверный «ГАЗ-69А» пользуется особой популярностью у посетителей.
Кстати, чтобы попасть в музей, машине пришлось научиться летать – ее доставляли в здание через окно.
Трехдверный «ГАЗ-69» можно также найти на заводе. Он стоит не в музее, а в выставочном ангаре управления главного конструктора завода.
Именно сюда после экскурсии по музею стоит отправиться для изучения сложной родословной семейства «УАЗов».
Кроме «ГАЗ-69», в выставочном ангаре стоят и выпускавшиеся в Ульяновске его предшественники. В том числе «ЗИС-5», восстановленный к 40-летию завода в 1981 году. Восстанавливали машину на базе автомобиля, работавшего на заводе и претерпевшего немало переделок после выпуска. Чтобы реконструированный «ЗИС» соответствовал своему первоначальному облику, был организован пробег комсомольцев по местам эвакуации завода имени Сталина. Чертежи машины комсомольцы доставили в Ульяновск с завода в Миассе.
Сейчас «ЗИС» стоит у выезда из ангара и блестит номерным знаком. Первым у дверей он оказался не только по праву старшего, но и в силу востребованности – именно эта машина выезжает на парад 9 Мая.
Соседствует с «ЗИСом» его ровесник – «ГАЗ-АА». Этот грузовичок элегантного вида был создан в СССР на базе американского «Форда». В основном он выпускался в Горьком, но после войны производился и в Ульяновске.
Многие машины были выпущены на УАЗе всего в нескольких экземплярах.
К примеру, умеющий плавать «УАЗ». Его разрабатывали по заказу Минобороны. К 1982 году машина была готова, и первых представителей новой модели предоставили заказчику. Испытывали ее в разных условиях, в том числе и на Волге. С завода по реке машина добралась до Астрахани, пугая рыбаков. Амфибию решено было запускать в производство, для ее выпуска был подготовлен цех с названием «Ягуар». Но 1990-е годы спутали все планы, и плавающий «УАЗ» так и не стал серийным.
В те же 90-е годы на заводе была разработана модель полукапотного мини-вэна «УАЗ-3165». Но от производства этой модели, получившей название «Симба», завод отказался.
И несколько симпатичных моделей «Симбы» теперь можно оценить только в выставочном ангаре.
Всего в выставочном ангаре управления главного конструктора собрано несколько десятков автомобилей. Кроме ретромоделей, это не пошедшие в серию машины, а также создававшиеся для международных выставок «УАЗы». Хотя полное семейство «УАЗов» и тут собрать не удалось. К примеру, к Олимпиаде-80 на заводе разработали и выпускали «Буханки» с электродвигателями.
Сделано их было немного, и ни одного экземпляра редкой машины на УАЗе не осталось.
Лидия Пехтерева