В одном из прошлых номеров «СК» писал, что власти отказались от идеи принуждения граждан к установке в своих жилых помещениях приборов учета (воды, газа и проч.) через резкое повышение стоимости ресурса, поставляемого по нормативам.
Но совсем от планов установить счетчики во всех домах и квартирах они по-прежнему не отказались – пока, по крайней мере. Стимулировать владельцев жилья к установке приборов учета собираются другими методами. В частности, так, как это записано в принятом год назад законе об энергосбережении. Закон этот – отдельная песня.
По нему каждый собственник квартиры обязан обеспечить установку счетчиков за свой счет. Если сам он этого не делает, тогда он обязан допустить для их установки ресурсоснабжающую организацию в свое жилье, а потом обязан оплатить и счетчики, и работу мастеров. Если он и этого не делает, тогда он обязан оплатить все с рассрочкой на пять лет плюс проценты в размере, не превышающем ставки рефинансирования Центробанка (сегодня это где-то семь процентов годовых). Если же он и этого не делает, тогда – тогда непонятно что, вопрос оставлен открытым.
Нетрудно, по-моему, увидеть, что закон об энергосбережении нарушает как все мыслимые и немыслимые юридические нормы Российской Федерации, так и принципы обычного делового оборота, то есть здравый смысл.
В прошлые годы энергетики, пеняя гражданам за их неплатежи, любили приводить пример с походами людей в магазин. Когда вы идете туда, говорили они, и покупаете товары, вы ведь обязательно за них платите. Бесплатно вам ничего просто не дадут. Наша продукция – тот же товар и должна так же оплачиваться. Все правильно, только сказано не до конца. В магазине не требуют от покупателей купить сначала весы, на которых им взвесят выбранные ими продукты. Весы продавец обязан иметь свои, что и записано в «Правилах торговли»: «Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку…».
Абсолютно ничем не отличается от описанной и ситуация с поставкой коммунальных ресурсов. Поставщик должен обеспечить измерение объема ресурса – с тем, чтобы получить от потребителя плату за него. Потребитель в случае сомнения в правильности предъявленной суммы должен иметь право на обращение в государственный контролирующий орган с запросом о проверке показаний прибора.
При поставке коммунальных ресурсов речь идет о разновидности договора купли-продажи. Договор же в России свободен (ст.1 Гражданского кодекса и ст.2 Конституции РФ). Никто и никого не может принудить к покупке чего-либо, будь то кусок колбасы или счетчик на воду. Иначе речь должна идти уже о полном произволе, до которого, к слову, не додумались даже немецкие войска в оккупированных в годы второй мировой войны населенных пунктах. О расстреле и пытках тех времен написано много, а вот о принуждении населения к покупке чего-либо слышать не приходилось.
То, что невежественные во всех отношениях депутаты проголосовали за этот дикий закон, не удивляет. Удивляет, как глава правительства, юрист по образованию, мог внести его в Госдуму, и как президент, тоже юрист по образованию, регулярно сетующий на правовой нигилизм россиян, мог его подписать. От юридической безграмотности закона буквально волосы встают дыбом.
Сомнений в том, что эта дичь была кем-то пролоббирована, нет. Но кем? Вряд ли поставщиками ресурсов – им закон не выгоден, поскольку при оплате по нормативам они берут намного больше денег, чем при оплате по счетчикам. Остается старое подозрение: закон продавлен (оплачен?) производителями приборов учета. Для них реализация всех этих вздорных «обязан», изложенных в законе, обещает рынок сбыта емкостью примерно в триллион рублей. Только за сами счетчики, без установки! А их предписано установить и на дачах – помнят ли руководители государства, в какой стране живут, а если помнят, то как представляют себе счетчики на современных российских дачах?
Закон невыполним, это понятно, и будет, скорее всего, оспорен либо в Верховном Суде, либо в Конституционном. Не отменить его суд не может, поскольку он противоречит фундаментальным основам правовой системы. Остается подождать, кто станет автором иска: какаято из партий, общественных организаций, муниципальных или региональных властей… Не важно. Исход судебного процесса, на мой взгляд, предрешен.
Юрий Кашинский