Александр Пинков объявил, что те билборды, которые не будут демонтированы их владельцами до 17 декабря, мэрия ликвидирует своими силами. Мы за то, чтобы реклама не заслоняла исторически сложившийся облик города, но насколько законно нынешняя команда мэра Александра Пинкова пытается ликвидировать пресловутые билборды?
Все началось в 2005 году. Тогда в Ульяновске впервые развернули кампанию по упорядочению схемы размещения билбордов и иной рекламной продукции на улицах города. Прежде всего это касалось рекламных щитов, размещенных на фасадах зданий. Чиновники решили, что если стену здания арендуют несколько фирм, то должен быть составлен единый проект размещения всех билбордов. Им абсолютно наплевать на то, что такое единообразие лишает саму идею билбордов всякого смысла. Первыми были демонтированы щиты у Дома техники и у памятника паровозу. Потом ермаковские чиновники пообещали привести к воинскому однообразию киоски и остановки транспорта.
Однако чиновники вскоре заметили, что вместо снесенных билбордов как грибы после дождя появляются десятки новых. В одном только Димитровграде в 2007 году чиновники враз насчитали 40 таких билбордов. Живучесть непокорных объяснить несложно. Достаточно слегка перефразировать мудрость французского писателя Экзюпери. Вдумайтесь – если незаконные билборды стоят, значит, они кому-то нужны. Понятно, что нужны они рекламодателям, нужны и тем, кто их непосредственно устанавливает. Возможно, они понадобились и самим чиновникам? Именно как незаконные. Тогда ведь чиновникам с владельцами билбордов гораздо проще договориться о компенсации в свою пользу…
Ситуацию осложняло то обстоятельство, что в природе не существовало тогда нормативных актов, определяющих условия, порядок размещения и установки тех самых злосчастных билбордов. Поскольку актов не было, то предприниматели устанавливали их на свой страх, риск и вкус, а чиновники оценивали «на глазок», имеет ли право на существование тот или иной билборд. Если владелец билборда или заказчик рекламы оказывались людьми «понятливыми», то билборды стояли якобы на законных основаниях. Ну а если хозяева билбордов были людьми «непонятливыми», то их билборды подвергались репрессиям. Потому в сентябре 2007 года чиновники объявили очередной поход против билбордов. Для придания особой остроты они даже объявили, что уж на этот раз точно проведут окончательную ревизию билбордов.
Новый поход против билбордов начался в 2008 году. Тогда операторы наружной рекламы при содействии некоммерческого партнерства «Ассоциация коммуникационных агентств Ульяновской области» провели митинг перед мэрией, призывом которого было обратить внимание на то, что, убирая рекламные конструкции, власти лишают работы около 700 человек. В результате АКАУ допустили до участия в решении вопроса. Позже был объявлен конкурс на реконструкцию улицы Гончарова, который выиграла АКАУ. Проект был передан мэрии в том же 2008 году. Владельцы билбордов тогда заявляли, что они понимают проблему перегрузки рекламой главной улицы и готовы убрать около 50 % конструкций.
В начале ноября этого года все арендаторы получили предписание мэрии до 29 ноября снести рекламные щиты без возможности обсуждения данного вопроса. Так сказать, решили действовать по принципу «кто палку взял, тот и капрал». Они провели ревизию всех носителей рекламы на улице Гончарова. Так и не создав никаких нормативных актов, определяющих условия, порядок размещения и установки билбордов, они снова «на глазок» приговорили к ликвидации 98 таких носителей рекламы. Среди них 46 билбордов. 15 билбордов и призматронов их владельцы от греха подальше демонтировали сами. Владельцам оставшихся 29 билбордов Александр Пинков поставил жесткое условие: «Теперь в интересах горожан и гостей Ульяновска предупреждаю в последний раз. Если до 17-го декабря они не выполнят решение городской власти, мы будем вынуждены уже самостоятельно навести порядок с билбордами на улице Гончарова».
Ситуация возникает довольно запутанная. Действительно, билборды появились в то время, когда не было регламентов, определявших порядок их установки и существования. Но ведь билборд не латентен, то есть не скрыт изначально. Они стояли и росли по всему городу открыто. Если власти утверждают, что они стояли незаконно, что их владельцы не платили арендную плату за использование земли, то возникает вопрос, а почему чиновники допускали это? Какой интерес был у них, чтобы закрывать глаза на растущие, как грибы, билборды? Кто должен за это ответить?
Или все-таки какие-никакие документы у владельцев билбордов на самом деле были? И они вносили арендную плату? Тогда сколько и кому именно? И почему городские власти не идут нормальным путем, не подают иски на непокорных владельцев в суд? Если владельцы билбордов не правы, то чиновники мэрии смогут не только на законных основаниях ликвидировать ненавистные им билборды, но и привлечь их владельцев к ответственности, взыскать с них крупные штрафы и не выплаченную за несколько лет аренду. Все казне прибыток! Или городские чиновники боятся, что суд они проиграют, а в ходе судебных разбирательств всплывут такие факты, которые могут их самих подвести под монастырь?
Билборды, не дожидаясь назначенного мэром срока, начали демонтировать 16 декабря. Если их ликвидируют, а их владельцы сумеют, как в 2008 году, объединиться и подать иски в суд, то еще далеко не факт, что выиграет дело мэрия. Тогда городская казна будет вынуждена оплатить волюнтаристкие упражнения нашего градоначальника. Это вполне возможно, так как наш мэр не очень дружен с законом. На прошлой неделе управление ФАС по Ульяновской области признало незаконными действия мэрии Ульяновска, обязывающие владельцев торговых киосков производить реконструкцию и замену павильонов в соответствии со стандартными проектами, утвержденными городскими властями. Мэрия предъявляла требования к внешнему облику торговых павильонов и киосков, не предусмотренные законами, а значит, мешала конкуренции. Чем же закончится очередная мэрская война?
Василий ГОРОДОВИКОВ