Много проблем выявил начавшийся в Ульяновске капремонт жилых домов – в том числе и ту, что сам ремонт делать в сущности некому.

Развернувшийся вокруг ремонта ажиотаж ошибочно можно было принять за оживление вокруг свалившегося на область объема работ, но, как скоро выяснилось, это было оживление вокруг денег, которые по 185-му закону выделяются на капремонт.

Всем причастным захотелось поучаствовать в их «освоении», и конторы, подобно бешеным котам, бросились метить территорию – начали работы сразу во многих домах. Одновременно. В результате ремонт толком не делается нигде. В немалой степени из-за нехватки сантехников.

С этой «аферой-185» я столкнулся и сам. Однажды как снег на голову в нашем подъезде объявилась «бригада» и ремонт начался. Очень шумно заработала «болгарка», спиливая трубы и батареи, которые простояли бы еще лет 20 и не чихнули.

Потом сантехники забегали по этажам с новыми, пластиковыми, трубами. Потом – с новыми радиаторами. Посмотрев на мастеров, я понял, что они в общем-то не специалисты. Молодые – хорошие в принципе ребята, не пьющие, вежливые, но все делают с налету, самоуверенно, калеча попутно либо стены, либо пол и считая все это само собой разумеющимся. Неизбежными, так сказать, издержками.

Были в бригаде и мужики постарше, но эти с самого утра работали под градусом.

Не доделав ремонт в нашем подъезде, «бригада» так же неожиданно, как и появилась, исчезла. Хозяева сняли ее, по-моему, из-за жалоб жильцов. В доме воцарилась тишина. Ремонт остановился. И так, по слухам, во многих домах Ульяновска. Алчность чиновников и коммунальщиков, рвавшихся в программу 185-го закона за бабками, завела город в полосу сплошных недоделок и мучений населения. Работать на капремонте некому. Молодежь, налетающая на дома, как банды, – не сантехники, а люди, которых депрессивность региона и порожденная ею безработица вытолкнули в эту нишу. Освоив большой ключ и дав объявления в газеты, они вышли на дело. И делают его как могут, а могут плохо.

До сих пор много говорилось о дефиците рабочих кадров в российской экономике. О том, что это – следствие реформы системы образования, оптимизации, закрывшей двери профтехучилищ. Но воспринималось это как нечто теоретическое – где-то там, в «российской экономике». Однако дефицит рабочих рук уже здесь – в наших домах.

Андрей Семенов