52-летний Ильдус Гумеров – известный в регионе сосудистый хирург, кандидат медицинских наук. Указом президента ему присвоено звание «Заслуженный врач РФ». Новость застала доктора на рабочем месте -в областной клинической больнице № 1, куда он приехал в 1981-м году после окончания Казанского медицинского института и где спустя 18 лет возглавил хирургическое торакальное отделение. На прошедшей в конце ноября в Москве 22-й международной медицинской конференции сосудистых хирургов отделение Гумерова было отмечено в десятке лучших в России по результатам проведенных операций по артериальным реконструкциям. Среди них и операция, позволившая сохранить ногу 22-летнему парню, который был тяжело ранен в прошлом году во время трагедии на 31-м Ульяновском арсенале.
– Ильдус Изахович, почему Вы выбрали медицину?
– Моя мама очень болела, у нее был порок сердца. Очень хотелось ей помочь. Я вообще в то время боялся врачей, но в институт поступил с первого раза. Просто повезло мне. Я когда взял билет, то засмеялся, ка-кой он был простой. Меня преподаватели спросили: «Чего смеешься?». А я говорю: «Столько готовился, и вдруг такой легкий билет попался». Но потом они, правда, погоняли по вопросам. И приняли. Все у меня было благополучно, институт окончил, приехал в Ульяновск для прохождения интернатуры, хорошие руководители были. И я здесь остался.
– А хирургию выбрали почему?
– Уверенность в себе почувствовал. Думаю, что помощь, которую оказывают пациенту с помощью скальпеля, намного эффективнее, чем от лекарств.
– Однажды Ваш коллега-хирург пошутил, сказав, что хирургов на то и учат, чтобы они что-нибудь отрезали.
– Мой учитель – известный в области хирург Валентин Константинович Земсков – говорит: «Не тот хороший хирург, кто все отрежет, а тот, кто умеет вовремя остановиться». То есть хороший хирург должен уметь рассчитать свои силы и возможности и грамотно провести операцию от начала до конца.
– То есть реакция у хирурга должна быть мгновенная?
– Да, выработан автоматизм хирургического мышления, и, повторюсь, самое главное – уверенность в себе. Это очень важно для хирурга. Мы много учимся, читаем, ездим на конференции, где встречаемся со своими коллегами, слушаем лекции. Да и потом, интернет сегодня доступен. С каждым годом у хирургии открываются новые возможности, связанные с тем, чтобы заменить хирургию внутрисосудистыми процедурами с помощью ангиографической установки, когда в сосуд вводятся расширители, стенты. Проводятся и гибридные операции, при которых какие-то сосуды мы восстанавливаем при помощи ангиопластики, а какие-то приходится шунтировать или протезировать. Сегодня, без сомнения, мы имеем самые лучшие результаты внутрисосудистых процедур коронарных артерий. Но у нас нет достаточного количества наблюдений за теми больными, которым мы расширяли сосуды и вставляли стенты. Нужно, чтобы прошло какое-то время. И тогда можно будет сделать выводы. Может быть, результаты операций с использованием ангиопластики и стентирования окажутся хуже, чем при открытых операциях, а может, наоборот, лучше. Это особенно касается операций на сонных артериях. Дело в том, что массово такие высокотехнологичные внутрисосудистые операции мы стали делать только три-пять лет назад, поэтому необходимой статистики пока нет. Операции на сосудах много кратно делать нельзя, они слишком травматичны, и последствия могут быть непредсказуемы. Поэтому надо сделать один раз, и чтобы было надежно.
– Операция прошла, потом Вы, наверное, прокручиваете в голове все ее подробности, анализируете?
– Обязательно. Прокручиваешь ее в голове неоднократно, думаешь, как сделал шов. К утру приходишь к выводу, что все правильно. И перед операцией тоже идет аналитическая работа. Без нее нет дальнейшего совершенствования.
– Сосуды каких органов труднее всего оперировать?
– Операции сложнее всего на артериях головного мозга и артериях голени. Такие операции – главное направление сосудистого центра, задача которого – профилактика ише-мического инсульта и гангрен конечностей. В центре мы уже начали оперировать больных в стадии острого тромбоза или в стадии инсульта, удаляем из сонной артерии тромбы. С возрастом атеросклероз, когда на стенках сосуда появляются бляшки, приводящие к его сужению, встречается чаще. Поэтому очень важно, чтобы человек старше 50 лет обязательно прошел ультразвуковое обследование. И в случае необходимости начал медикаментозное лечение, чтобы не доводить дело до операции или не упустить время. Ну а если она потребуется, то будем бляшку удалять. Таких операций за год мы делаем около 70-ти. Операции на сонных артериях для меня любимые, потому что самые интересные. По ним у меня наработан достаточно большой опыт. Я думаю, что в ближайшее время число таких операций мы увеличим.
– Как дать знать людям, что им пора поспешить к сосудистому хирургу?
– Проблема – в выявляемое™ таких больных до стадии инсульта. Для его лечения требуются огромные средства, а для удаления бляшки средств больших не нужно. Нужны хорошая операционная, хорошие руки хирурга и следящая за работой мозга аппаратура. Оборудование мы надеемся получить по программе модернизации.
Хочу написать методичку с рекомендациями для участковых врачей, врачей-терапевтов, хирургов, неврологов. Главным тут должно стать грамотное ультразвуковое обследование. К сожалению, грамотных врачей УЗИ не так много. Исследование проводят, а бляшку не видят. То же происходит и с артериями ног, на которых мы проводим сосудистые операции. Как только в икроножных мышцах появляются боли, человека нужно отправлять к сосудистому хирургу и на УЗИ. Часть бляшек на сегодняшний день совершенно не обязательно оперировать. Можно заменить внутрисосудистыми процедурами. Особенно хороший эффект дают операции на крупных сосудах. Вообще исходя из практики, скажу, что у человека поражаются бляшками сосуды мозга, нижних конечностей, сердца, почек.
– Заболевания, о которых мы с Вами говорим, связаны с образом жизни?
– Конечно, сказываются малоподвижный образ жизни, употребление жирной пищи, курение, наследственность и возраст. Мужчины страдают атеросклерозом чаще.
– А Вы не курите?
– Нет, и никогда не курил. Оперировать каждый день бляшки и курить – это самоубийство. Я спрашивал у молодых ребят, которые лишились ног, когда они начали курить. Говорят, что с первого класса. А к 25 годам ног нет. Атеросклероз при таких вредных привычках с юного возраста развивается рано. И все быстро заканчивается ликвидацией конечностей. Плюс большое значение имеет сильное охлаждение ног, обморожения.
– Ежедневно много операций приходится самому проводить?
– Сейчас больше молодежь оперирует. Я провожу наиболее сложные, наиболее тяжелые операции.
-, Молодежь – это Ваши ученики?
– Да, от 30-ти до 40 лет. Они очень талантливые. Со временем опередят и меня. К уже полученным знаниям прибавляются новые методики. Мои ученики много знают, много читают, многим интересуются. Спорим иногда, но я всегда их поддерживаю.
– Ильдус Изахович, коллеги рассказали. Вы любите классическую музыку, творчество Аллы Пугачевой. При такой занятости когда успеваете все это слушать?
– В машине, когда езжу к отцу в Буинский район, к дочери. Дочь тоже стала врачом, сын – экономистом. А Пугачеву я люблю, потому что многие ее хорошие песни связаны с моей молодостью. Я ведь с женой познакомился на первом курсе института, учились вместе, встречались,, на последнем курсе поженились и вместе приехали в Ульяновск. Она работает в нашей больнице врачом ультразвуковой диагностики, очень мне помогает. Мне вообще с ней очень повезло…
Беседовала Наталья ЖИДКИХ