Количество должников за жилье и коммунальные услуги растет и будет расти. Причина этого известна, и дело идет, как считают некоторые эксперты, к полному отказу россиян от оплаты.

По России задолженность по квартплате приближается к 70 миллиардам рублей. По Ульяновску – около полутора миллиардов, что, кстати, намного выше среднероссийского уровня. Городское население России составляет порядка 100 млн человек. В расчете на 100 тысяч жителей задолженность, таким образом, равна примерно 70 млн рублей.

В Ульяновске проживает немногим больше 600 тысяч человек, и на 100 тысяч жителей приходится 250 млн рублей долгов (1500000000:600000). Этот разброс свидетельствует о двух вещах.

Во-первых, о более вопиющей бедности ульяновцев по сравнению со среднестатистическим россиянином. Во-вторых, о том, что тарифы у нас завышены намного сильнее, чем опять же в среднем по России.

Даже в богатой Москве растут долги за жилье (сейчас они в ней такие же, как в Ульяновске – 1,5 млрд рублей). И, как сообщают СМИ, среди должников-москвичей – не только малоимущие люди, но и вполне состоятельные. А среди них – немалая доля принципиальных отказников. Населению надоело постоянное повышение тарифов, при том, что никаких работ по содержанию домов никто не делает, и люди давно уже не понимают, за что они платят и почему так много.

Я слежу за ситуацией в своем подъезде. Дом уже два года как в составе какого-то ТСЖ. Сам я в ТСЖ не вступал и вправе никаких платежей не производить, но я аккуратно за все плачу. На протяжении этих двух лет в подъезде на уровне моего этажа расколото стекло. Оно осталось только в одной раме, и в междурамье неделями лежит снег. Я уж не говорю о том, что могли бы хоть этот снег сметать, но то, что в третью зиму подъезд вошел с этим безобразием, – ни в какие, по-моему, ворота не лезет. За содержание и ремонт наш подъезд платит пять тысяч рублей в месяц. В год – 60 тысяч. За два года, которые мы живем с разбитым окном, ТСЖ получило от нас 120 тысяч рублей. А весь наш маленький дом заплатил за ремонт и содержание за это время 720 тысяч рублей. Ощущение, что мы выбросили без малого миллион рублей на ветер, уже не покидает, и даже мне, человеку покладистому, все чаще приходит в голову мысль об отказе от каких-либо платежей за услуги ЖКХ вообще.

По стоимости этих услуг мы приближаемся к странам Европы, где доходы населения в пять-семь раз выше. При том, что европейские страны обеспечивают комфорт своим гражданам через покупку углеводородов (газа и нефти) у России, и наши цены должны бы, по логике, быть намного ниже, чем у них. То есть нас просто заурядно грабят. Но все большему числу людей чувствовать себя ограбленными не нравится, и потому эксперты прогнозируют обвальный рост неплатежей за жилье и «коммуналку». Либо выход недовольных таким положением людей на акции протеста. Либо и то, и другое вместе, как написал на днях журнал «Итоги», освещая эту тему.

Андрей Семенов