Над сотнями лифтов в ульяновских многоэтажках нависла реальная угроза приостановки эксплуатации. В регионе не оказалось ни одной организации, способной проводить обязательную ежегодную проверку на безопасность подъемников по новым правилам.

Вступивший в силу с 14 октября прошлого года новый техрегламент о безопасности лифтов обязал проводить ежегодное «освидетельствование» подъемников. Раньше его проводили экспертные организации (в Ульяновской области таких несколько), имеющие на руках соответствующие лицензии Ростехнадзора. Согласно новым правилам, оценку соответствия лифта должны проводить только специализированные организации, так называемые «органы по сертификации» и аккредитованные лаборатории.

На территории нашего региона таких нет.

– Проблема будет обостряться с начала года, когда оценка будет необходима все большему количеству лифтов, – говорит руководитель Управления Ростехнадзора по Ульяновской области Анатолий Сторожков. – Лифт, не прошедший проверку на соответствие требованиям техрегламента или же проверенный не уполномоченной на то организацией, не должен эксплуатироваться. Его должен остановить владелец подъемника, но если этого не произошло, отключения лифта будем добиваться мы в судебном порядке.

По данным комитета ЖКХ и экологии мэрии, в Ульяновске сегодня эксплуатируется 3040 пассажирских лифтов, при этом более половины из них – 1545 единиц – отработали нормативный срок, который составляет 25 лет. В 2011 году к «ветхим» прибавится еще 250 лифтов. Обновляется лифтовое хозяйство в десять раз медленнее. За счет всех источников, включая средства собственников, в городе в 2008 году удалось заменить 29 лифтов, в 2009 году – 25, в 2010 году – 34. В общей сложности на это было направлено 58,7 миллиона рублей.

Депутат Ульяновской Городской Думы Петр Столяров ситуацию в лифтовом хозяйстве города оценивает так: «Реализация 185-го федерального закона проблемы не решает. При таких темпах на обновление лифтов нужно лет 150».

Но жители многоэтажек ежемесячно оплачивают работу лифтов. На что идут эти средства?

Коммунальщики заявляют, что тех денег едва хватает на текущее содержание, ремонт и диагностику подъемников. Между тем, по данным комитета ЖКХ и экологии мэрии, с января по октябрь прошлого года ульяновцы заплатили за лифты около 100 миллионов рублей. Петр Столяров на одном из заседаний Гордумы выступил с инициативой проверить эффективность расходования средств, собираемых на обслуживание лифтов с жителей.

Есть опасения, что с жильцов, не желающих ходить по лестницам, будут брать гораздо больше нынешнего. Несмотря на то, что забота о лифтовом хозяйстве остается в обязанностях региональных и муниципальных властей, бремя по обновлению лифтов, скорее всего, ляжет на собственников квартир. А обновлять подъемники требует не только время, но и положения нового техрегламента. Согласно документу, все без исключения пассажирские лифты уже должны быть оборудованы тревожной кнопкой связи с диспетчером, особым устройством для эвакуации пассажиров в случае ЧП, системой вентиляции и генераторами, позволяющими освещать кабины в случае внезапных перебоев с электричеством. Сами кабины должны быть выполнены из антивандальных материалов, внутри должны быть поручни, и чтобы в дверь могла спокойно проходить инвалидная коляска.

Вадим Пилюков