Накануне нового года на малой сцене Ульяновского областного драмтеатра состоялась премьера спектакля «Блондинка» по пьесе Александра Володина. Областная газета опубликовала негативный отзыв о спектакле, причем никаких объективных аргументов в обоснование этой точки зрения представлено не было. Позднее, в интервью директора театра Натальи Никоноровой той же газете, даже обсуждался вопрос, не пора ли «Блондинку» снимать с репертуара. Странно: спектакль еще не вышел из премьерного цикла, не раздышался, не отбил затрат, а газета его уже «закрывает». Все это тем более нелепо, что спектакль получился интересным. Он далеко не безупречен, но ему есть «куда жить».
Володинская «Блондинка» – компактная, мастерски написанная пьеса, в ней даже авторские ремарки интересно читать. Эта экзистенциальная, очень психологичная и очень какаято русская история, как мне кажется, еще долго останется современной и претендует на то, чтобы стать классикой. Володин написал ее в 1984 году, когда страна пригнулась в предчувствии большого перелома, уставшие от жизни люди на кухнях говорили о том, что «так жить нельзя».
Атмосфера усталости передается в характерах и в репликах героев. «Совершаю круги, пунктуальные такие окружности», – говорит о себе главная героиня, Ирина (ее играет Екатерина Поздышева), – девушка, поставившая свою жизнь на любовь к непризнанному гению Льву.
Поставила и – прогадала: он не ценит преданности Ирины, манипулирует ею, он не достоин и сотой части такой любви. По ходу дела девушка, почему-то разглядевшая в Льве необыкновенную личность и очаровавшись ею, портит жизнь нескольким хорошим людям. Единственное, что ее оправдывает: все, что она делала, она делала искренне, как чеховская Душечка.
Но и наказание велико: подруги защитили диссертации и нарожали детей, возлюбленный Лев завел семью, Миша, который ее любил, несчастен (заметная роль молодого актера Дениса Бухалова), а Ирина – «все так же, все там же и все с тем же». Фраза из финала: «Как жить?
Вот беда какая, не знаю». Есть ли наказание тяжелее, чем это? И если эта ситуация вам не знакома, то, как говорил Остап Бендер, плюньте мне в глаза.
Как режиссер выбирает пьесу? Это большая загадка. Бывает так, что разные театры в разных концах страны, словно по команде, начинают ставить «Трех сестер», а завтра, опять же как по команде, «Чайку». Режиссеры будто носом чуют в воздухе, которым дышит общество, некий социальный запрос, интеллектуальную потребность в конкретном авторе или произведении.
Постановщик спектакля Сергей Тюжин, видимо, тоже учуял эту «Блондинку». Сегодня страна находится на пороге пугающих перемен – или, наоборот, на пороге пугающих десятилетий застоя, замороженного состояния, бесконечного бега по кругу. И вот эта непутевая, но искренняя Ирина кричит нам, зрителям: «Как жить?». Возможный ответ: «Все так же, все там же и все с тем же». Страна, ты хочешь этого? Казалось бы, типичная история о несчастной любви… В каком-то смысле «Блондинка» является современным продолжением гончаровской «трилогии страсти», которая идет на сцене Ульяновского драмтеатра. Тюжин, поставивший здесь «Фрегат «Палладу», не мог не проникнуться обаянием Гончарова, его мировоззрением, так что, возможно, пьеса Володина упала ему в руки не случайно. Она тоже – о главной для Гончарова проблеме экзистенциального выбора между безумной страстью и умной любовью.
Любая хорошая литература, будь то проза, поэзия или драматургия, всегда о времени. Вот и «Блондинка» – пьеса об утраченном времени. Пока Ирина бегает по замкнутому кругу, как цирковая лошадь на арене, мимо нее пробегает жизнь. Сергей Тюжин создает фон бегущей жизни с помощью интермедий, в которых персонажи пьесы сбиваются в массовку: вот они скачут на работу и с работы, вот танцуют на дискотеке (в сцене с танцами обратите внимание, как артистка Дарья Долматова отрабатывает свой 30-секундный эпизод: она так погружена в этот танец, так отдается ему, что сразу вспоминается изречение о том, что маленьких ролей не бывает)… В этом спектакле хорошо еще то, что режиссер-постановщик собрал молодых артистов и дал им поиграть от души (единственный возрастной актер здесь – Александр Куражев).
Это хорошо, потому что молодые, чтобы набраться опыта, должны много играть – такая вот банальная мысль.
Едва ли не единственная роль в спектакле, которая лично у меня вызвала недоумение, это Лев, возлюбленный Ирины. Артист Максим Варламов играет какого-то унылого, одномерного типа, который никак не тянет на духовного лидера, на человека, по словам главной героини, «не обыкновенного, «не» отдельно».
Совершенно непонятно, за что Ирина могла такого полюбить, ибо нет в таком Льве харизмы. Единственное объяснение ее страсти к этому пустоцвету Левушке – «любовь зла, полюбишь и козла». Но вряд ли такая версия польстит создателям спектакля.
С уходом из жизни актера Бориса Александрова драмтеатр потерял несколько серьезных спектаклей, отчего репертуар накренился в сторону облегченных постановок. Поэтому «Блондинка», несмотря на несерьезное, словно из анекдота, название, театру нужна. Это спектакль о жизни, долге и любви, который можно и нужно не только смотреть, но и обсуждать.
Сергей Гогин