Когда накануне нового года пришло сообщение о катастрофе военного самолета «АН-22» под Тулой, сначала подумалось: еще 12 человек не услышат новогоднего боя курантов. Потом диктор, вскользь рассказывая об истории этого типа самолета, упомянул, что за большую грузоподъемность (до 60 тонн) создатели окрестили эту модель «Антеем». И тут в мозгу что-то кликнуло. Вспомнились книжка с мифами Древней Греции и рассказ о великане Антее, который черпал свою силу у матери-земли. Когда во время поединка с Антеем Геракл бросал его на землю, у того словно прибавлялось энергии. Как известно, Геракл победил Антея, только подняв его высоко в воздух, отчего великан лишился своей волшебной силы.
Не то что я повернут на мистике черных кошек не обхожу, от баб с пустыми ведрами не отворачиваюсь, – но все же: какой невежда назвал воздушное судно «Антеем»? Неужели эти советские конструкторы из КБ Антонова, даже будучи убежденными атеистами, не понимали разительного несоответствия между назначением своего изделия и символом, который к нему прилепили? Даже если абстрагироваться от мистической силы символа, это ведь чистое дурновкусие.
Все равно что назвать многотонный асфальтовый каток «Ласточкой» и болид «Формулы-1» – «Тортиллой». Сразу вспоминается мультик про капитана Врунгеля и его яхту «Беда». Вот и в провинции любят называть забегаловки с пивом и чипсами «Колизеями» и «Пальмирами».
Да, кличка «Антей» не помешала самолету установить более 40 мировых рекордов. С другой стороны, за 40 с лишним лет эксплуатации «Антеев» в катастрофах потеряно девять машин – десятая часть от произведенных «АН-22» разных модификаций.
А теперь вспомним минувший год, можно даже последнее десятилетие, и слова михалковского гимна про «Богом хранимую». Может, не стоило дразнить небеса? Воистину, тщеславие – великий грех.
Сергей Гогин