В конце декабря 2010 года мэр г. Ульяновска Александр Пинков в интервью одной из местных газет заявил: «Мою команду объединяет любовь к Ульяновску». По видимому, в силу врожденной скромности мэр не стал распространяться о фактах проявления групповой любви чиновников к городу. Он сосредоточился на новой порции радужных планов, осуществление которых должно осчастливить ульяновцев уже в 2011 году. Здесь и обещания направить на ремонт дорог 480 млн рублей, провести переименования, реконструкцию скверов и парков, модернизировать фонтаны. Мэр уверяет, что будет проведен ремонт детсада № 33 и школы искусств № 8, ЗАГСа Заволжского района и ДК «Современник», начато строительство поликлиники в Дальнем Засвияжье. Все это случится, если вообще случится, только «завтра». А что «сегодня» ульяновцы имеют от радужных обещаний, ранее данных господином Пинковым?

Известно, что короля делает свита. В интервью мэр так оценил свое окружение: «Команда сформирована, и состав её оптимален как в центральном аппарате, так и в районных администрациях». То же самое он заявлял в июле. Тогда господин Пинков утверждал, что в мэрии сформирована профессиональная команда управленцев. Тем самым он лишал себя права при очередном провале пенять на некомпетентность своих подчиненных. Это не помешало ему после серии летних провалов уже в сентябре, во время одного из совещаний, обвинить свою команду в некомпетентности, поскольку она, по мнению мэра, не смогла организовать системную работу по решению основной задачи власти – созданию условий для нормального проживания людей. Александр Пинков сказал, что те 36 дворов, которые власти хотят привести в порядок в течение года по МЦП «Наш уютный двор», – это ничтожно мало. Санитарные пятницы, по признанию мэра, не дали ожидаемого эффекта, все в городе делается только по указке губернатора, мэра и их заместителей.

Накануне 2011 года мэр вновь заявляет об оптимальном составе своей команды, в которой существенных изменений не произошло. Но тут же сам себе противоречит: «И я не скрываю от своих подчинённых: если ситуация останется прежней, головы полетят. Люди, которые сейчас работают со мной – это моя команда. А это увеличивает их ответственность за качество работы. Я всегда повторяю: пришли со мной – уйдёте без меня…». Провалов за 9 месяцев, прошедших с марта, было более чем достаточно. Ситуация не просто осталась прежней, она ухудшилась. Однако повинных в этом летающих чиновничьих голов ульяновцы не увидели. Мэр уверен, что в провалах нет его вины, что сам он белый и пушистый, и, как капитан с тонущего корабля, уйдет последним.

В качестве примера нынешнего уровня управляемости городских чиновников можно привести штабные учения руководства ГО и ЧС и руководства МО, которые прошли в Ульяновске 18 ноября. В день учений из 36 городских руководителей смогли разыскать только 21 начальника. Еще 15 начальников после объявленной тревоги не смогли найти ни по рабочим, ни по домашним телефонам. Мобильные телефоны у них были отключены или находились вне зоны действия сети. Ну и с кем спасать население города, случись настоящее ЧП?

По оценке заместителя мэра Сергея Панчина, пока Александр Пинков не «топнет ногой», чиновники не вздрогнут и торопиться с исполнением своих обязанностей не станут. Состояние всех сфер жизнедеятельности Ульяновска показывает, что Александру Пинкову сейчас впору не просто ногами топать, а ежедневно отбивать чечетку перед своей «оптимальной» командой по несколько часов подряд.

Три чудо-ремонта

В 2010 г. в Ульяновске прошли три крупных ремонтных кампании – ставший традиционным ремонт старого моста через Волгу, капремонт жилья и ремонт городских улиц и дорог.

Вряд ли ульяновцы смогут скоро забыть, как городские власти при наличии нового моста организовали движение транспорта во время ремонта ста-рого. «Профессиональная команда управленцев» не смогла заранее просчитать интенсивность движения, предусмотреть неспособность въездов в северную часть города пропустить такой поток транспорта. Поэтому чиновники до возникновения проблемы даже не пытались найти решения, способные хотя бы смягчить ситуацию. Потом уже было поздно. На церемонии возобновления движения по старому мосту господин Пинков вынужден был публично просить прощения у ульяновцев за неудобства.

Кроме укладки нового асфальта на дорожное полотно старого моста, нужно было заменить находящиеся в аварийном состоянии 600 из 1 900 бетонных конструкций моста, но средств хватило только на укрепление 38-ми плит. В связи с нехваткой финансов отказались от замены деформационных швов, новые швы были сделаны лишь на береговых устоях. Поэтому водители продолжают гробить свои машины на злосчастных швах, а скорость движения по мосту существенно не увеличилась. Так что, несмотря на шумиху чиновников вокруг того, что это был первый капремонт моста за полвека его существования, на самом деле он был всего лишь косметическим.

Высшей точкой достижений чиновников в проведении капремонта жилых домов стало решение Фонда содействия реформированию ЖКХ от 8 декабря 2010 г., которым на 4 месяца приостановлено финансирование капремонта в связи с нарушениями условий предоставления финансовой поддержки. Ход подготовки и проведения капремонта показали, что его последствия долго будут больно аукаться ульяновцам, чьи дома и квартиры подверглись ремонту. Примерно треть жителей отказывается платить 5 %, которые они обязаны за ремонт согласно закону. Отказываются в связи с безобразным качеством выполненных работ. Людей понять можно – эти деньги им понадобятся для того, чтобы самим ликвидировать последствия ремонта.

На особом месте в списке капремонтов стоит ремонт улиц в центре города, особенно на улице Гончарова. Мэр даже хотел устроить праздник по поводу завершения здесь ремонта. Но сроки празднования начиная с 20 сентября неоднократно переносились. До тех пор, пока в конце ноября улицы не покрыл слой снега, а потом сковал лед. Штабели не уложенной тротуарной плитки и бордюрного камня ушли под снег. Что останется от уже уложенных асфальта и плитки, будет видно весной.

Ледяной душ для мэра

Декабрьские ледяные дожди и обильные снегопады стали тестами для городской власти на дееспособность. По мнению подавляющего большинства горожан, власти тесты провалили. Осенью, накануне зимы, параллельно с покаяниями по поводу кадровых ошибок, Александр Пинков затеял бурную деятельность по реорганизации структур, отвечающих за уборку улиц и дворов Ульяновска. Уборка дорог была поручена вновь созданному МУП «Ульяновскдорремсервис», а тротуары и дворы должно теперь убирать МУП «УК ЖКХ г. Ульяновска». В итоге реорганизационной суматохи эти структуры оказались не готовыми к ранней зиме, снег на улицах города убирать некому. В городе не хватало трети дворников, а в «Ульяновскдорремсервис» – трети водительского состава. В итоге снег и лед убираются только на проезжей части и тротуарах главных улиц. Имеющаяся техника работает в основном в центральной части города. Другие тротуары вообще не чистятся, в результате чего травмпункты города ежедневно переполнены пострадавшими ульяновцами.

Мэр в законе?

Еще в августе господин Пинков дал поручение подготовить часть площадей производственной базы на улице Маяковского для создания на них штрафстоянки автомобилей. Предполагалось, что туда сотрудники ГИБДД будут эвакуировать машины, чьи владельцы нарушили правила парковки, а зимой это поможет дорожным службам города, которые будут более оперативно расчищать улицы от снега.

В ноябре беспокойство господина Пинкова усилилось тем, что вдоль бордюров центральных улиц города машины выстраиваются так плотно, что протиснуться негде даже там, где стоянка запрещена. К тому же колеса машин создают угрозу целостности новых бордюров. Так они и до весны не дотянут, они же не гранитные!

Мэр высказал свои претензии руководству ульяновского ГУВД. Претензии состояли в том, что милиция не штрафует нарушителей и не отправляет их машины на штрафстоянку. В ответ представитель ГУВД заявил, что милиция штрафует нарушителей и отправляет машины на штрафстоянку. Но суды милиционеры чаще всего проигрывают и вынуждены возмещать расходы тем, чью машину они забрали незаконно.

Тогда мэр сделал неожиданное предложение. Суть его сводилась к тому, что если милиционеры не могут справиться с нарушителями, то им нужно обратиться за помощью к неформальным объединениям. Пусть братва прокалывет колеса у машин, которые поставлены там, где запрещено! А если милиционеры не знают, как связаться с братвой, мэр пообещал их научить, как это сделать.

Прочие «мелочи»

Да мало ли еще чего не обещалось за прошедшие 9 месяцев нашим градоначальником?! Для работников соцсферы, в основном медиков, было обещано построить 85-ти квартирный дом. Сейчас речь идет о приобретении только 60-ти квартир. В среднем в 87 ульяновских общеобразовательных школах работают по 50 учителей. Это около 4,5 тыс. человек. Даже если только четверть из них имеют проблемы с жильем, – элет.

Много было обещано в плане решения проблем общественного транспорта. В течение 5 лет власти обещали приобрести 100 трамваев и 102 автобуса в 2010 году. В итоге не приобретен ни один трамвай и только 11 автобусов. С 2011 г. перестала действовать федеральная программа развития общественного транспорта. Стало быть, о решении этой проблемы теперь тоже нужно забыть.

Количество путевок, выдаваемых дошколятам, было обещано увеличить с 3 200 до 6 000 ежегодно за счет введения в строй новых детсадов. Мэр в интервью подчеркнул: «Уже в этом году направлений в детсады было выдано на 1 400 больше, чем в 2009-ом». То есть ни о каких 6 тыс. путевок речи не идет. То, что подавляющее большинство путевок были выданы за счет тех детей, которые доросли до школы, мэр уточнять не стал. Остальные выданы за счет «уплотнения» групп в детсадах. Значит, с нарушением санитарных норм? Но группы не резиновые, этот «резерв» весьма ограничен. Удалось в этом году вернуть в состав действующих только 5 старых детсадов. Единственный строящийся в городе детсад на улице Репина власти не могут достроить много лет.

Как и все предыдущие мэрские команды, нынешняя грозилась навсегда покончить с несанкционированной торговлей на улицах. Срок ликвидации был определен на 1 июля. Сейчас январь, а уличные торговцы как стояли на своих местах, так и стоят. К сентябрю мэр распорядился запретить продавать в торговых точках, расположенных ближе чем в 500 метрах от учебных заведений, пиво и сигареты. Как продавали, так и продают. И борьба с киосками у градоначальника не заладилась. Он решил заставить владельцев киосков оформить их так, чтобы все они были похожи друг на друга, как солдаты в строю. Управление ФАС по Ульяновской области признало незаконными решения мэрии, обязывающие владельцев торговых киосков производить реконструкцию и замену павильонов в соответствии с проектами, утвержденными городскими властями.

Такое же фиаско потерпела борьба мэрии с несанкционированными автостоянками по ночам. Мэр пообещал, что в 2011 г. будут построены сразу 22 муниципальные стоянки. Однако другие не выполненные обещания мэра заставляют поставить и это обещание под сомнение.

За четыре года в г. Ульяновске у школьников в 2,2 раза выросло количество кишечно-желудочных заболеваний. По закону обязанность по обеспечению условий для качественного питания учащихся возложена на местные власти и руководство образовательных учреждений. Несколько лет тому назад в области начала работать широко разрекламированная губернаторская программа «Школьное молоко». Бесплатным стаканом молока должны были обеспечиваться учащиеся с 1-го по 9-й классы. Однако этот стакан выдается только раз в неделю. Чаще всего дети сразу получают всю месячную норму, то есть четыре пакета. Программу впоследствии подкорректировали и сейчас молоко получают только учащиеся 1-4-х классов. Мэр недавно распорядился выдавать молоко учащимся три раза в неделю. На все шесть учебных дней у властей размаху не хватило.

В июле Александр Пинков заявил: «В городе есть власть! Есть управа!» Власть, конечно, есть. Вот с управой в смысле умения управляться с решением проблем пока у этой власти не очень получается. Но градоначальник в канун Нового года ни оптимизма, ни любвеобилия к Ульяновску и его жителям не потерял. В интервью он заявил, что очень хочет,»чтобы мы гордились тем, что родились в этом городе на Волге, и не старались уехать. Верю, что Ульяновск станет «Культурной столицей Европы» 2020 года!»

Юрий КОРАБЛЕВ