Для тысяч ульяновцев жилищно-коммунальные услуги с начала этого года вырастут намного больше установленного предела в 15 процентов. Чиновники и коммунальщики приготовили очередное испытание. Оплаченное выше нормы обещают вернуть в виде компенсаций, но за ними еще придется побегать.

В конце прошлого года чиновники, говоря о грядущем повышении жилищно-коммунальных тарифов, успокаивали, что ни одна из услуг не подорожает более чем на 15 процентов. Такой предельный индекс был установлен приказом регионального министерства экономики №06-125 от 6 октября 2010 года.

Позже выяснилось, что эти нормативы касаются не всех. К примеру, самое серьезное повышение платежей в 2011 году ждет тех, чьи дома запитаны от мазутных котельных. Как пояснили в министерстве экономики области, повышать предел требует Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», вводящий понятие «экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги». Это означает, что жители домов, запитанных от разных теплоисточников и ресурсоснабжающих организаций, за тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод должны платить по-разному.

На защиту тех жильцов, для которых повышение платежей окажется выше 15-процентных нормативов, вроде бы направлен отдельный региональный Закон №226-ЗО «О мерах дополнительной государственной поддержки граждан в связи с введением экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в Ульяновской области», принятый Законодательным Собранием области 20 декабря 2010 года. Он предусматривает меры социальной поддержки граждан в виде компенсационных выплат, но определяет такой порядок их получения, что, очевидно, получить их сможет далеко не каждый нуждающийся.

Определять, положена ли компенсация, жильцам предлагается самостоятельно. Для этого необходимо сопоставить суммы, выставленные в платежках за декабрь 2010 года и январь 2011 года, но использовать при этом не просто конечные цифры, а, как говорится в инструкции, «рассчитать размер платы за каждую услугу, используя объемы января с учетом действовавших в декабре тарифов, и суммировать.

Получится расчетное декабрьское начисление платы за коммунальные услуги – за набор и объем, аналогичные расчетному периоду 2011 года». Способна ли в этих весьма замысловатых формулировках разобраться слабовидящая деревенская старушка?

Но даже если это удалось при посторонней помощи, далее предстоит собрать пакет документов в орган соцзащиты. Всего их шесть: заявление для установления компенсационной выплаты; паспорт; справка по форме № 8 (выписка из домовой книги); свидетельство о регистрации; документы, содержащие сведения о площади жилого помещения, объемах потребляемых коммунальных услуг, размерах начислений и платежей за потребляемые коммунальные услуги за месяц (период с начала текущего года), предшествующий месяцу обращения, и за последний месяц предыдущего календарного года, данная информация содержится в квитанциях; документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате коммунальных услуг (также отражается в квитанциях).

Еще одна несправедливость. Выставленный за январь повышенный счет гражданин должен будет оплатить полностью и из своего кармана.

При этом выплаты компенсации производятся с месячным опозданием: за январь – в феврале, и то при условии, что получатель успеет подать заявление с указанием номера счета в банковском учреждении и представить документы в органы социальной защиты с 1 по 15 февраля. В этом случае компенсационная выплата будет зачислена на счет 25-28 февраля. А если, к примеру, сдать документы удастся 16 февраля, то компенсации придется ждать до конца марта.

Уже сейчас можно представить, что будет твориться в отделах соцзащиты в феврале, когда сотни ульяновцев, оплатив повышенные счета за январь, ринутся оформлять компенсации. Многие, скорее всего, выплаты так и не смогут оформить. На то, видимо, и расчет. Не мытьем, так катаньем, так и норовят содрать с народа побольше.

Вадим Пилюков