Ульяновская область входит в число неблагополучных регионов по онкозаболеваемости.
В Ульяновской области все последние годы наблюдается рост выявленных онкологических заболеваний. Официальные данные по заболеваемости разнятся.
По подсчетам Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, с 2004 по 2009 год заболеваемость раком в регионе увеличилась с 290,9 до 375,8 случая на 100 тысяч населения. У областного клинического онкологического диспансера цифры иные: в 2009 году показатель заболеваемости составил 412,6 случая, тогда как в среднем по России – 355,8. Особенно тревожит специалистов появление злокачественных образований у детей – за пять последних лет больных этим страшным недугом в возрасте до 14 лет стало больше почти в четыре раза.
Главный врач областного клинического онкологического диспансера Сергей Панченко ухудшение ситуации связывает со старением населения (средний возраст заболевших злокачественными новообразованиями составляет 63,6 года), ухудшением экологической ситуации, непростой социально-экономической обстановкой и расширением возможностей диагностики рака. По данным Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена, если в 1999 году риск развития онкологических заболеваний составлял 22,12 процента, то в 2009 – уже 23,9.
Картина структуры онкозаболеваемости в Ульяновской области мало чем отличается от среднероссийской. По данным регионального Управления Роспотребнадзора, ведущее место занимают новообразования кожи (14,5 процента), трахеи, бронхов, легкого (11,9), молочной железы (11,5) и желудка (8,12).
Заведующий кафедрой онкологии и лучевой диагностики УлГУ Валерий Родионов выделяет основные изменения в структуре раковой заболеваемости, произошедшие за последние годы: «Меньше стали выявлять рак желудка. Возможно, это связано с тем, что люди стали лучше питаться. В этом смысле для желудка главное, чтобы не было однообразной и грубой пищи. Во-вторых, положительно сказалась появившаяся привычка подолгу хранить продукты в морозильных камерах. Провоцировать рост раковых клеток способны отдельные микробы, живущие в мясе, и низкие температуры их уничтожают. Удивительно, но онкологи стали реже ставить диагноз «рак легкого». Основной фактор риска здесь -курение. И мне сложно сказать, что произошло: люди стали меньше курить или же значительно выросло качество табака».
В то же время, по словам Родионова, отмечается рост рака предстательной железы у мужчин и рака молочной железы у женщин. Однако если в первом случае дело, в первую очередь, связано с улучшением диагностики, то причин возникновения рака груди специалисты называют множество, затрудняясь выделить при этом одну-две главные. «Болезнь способны провоцировать нарушение психоэмоционального состояния (стрессы, психологические травмы), нерациональное питание с большим содержанием животных жиров, а также ухудшение репродуктивного здоровья (поздняя беременность, аборты, воспалительные заболевания). К онкозаболеваниям также приводит практика гормонозамещения».
Ухудшение качества и условий жизни в первую очередь сказывается на здоровье детей. Страшные цифры: в Ульяновской области с 2004 по 2009 год рост заболеваемости раком детей до 14 лет составил 3,8 раза (с 5,0 на 100 тысяч населения до 19,0). В два раза увеличилась доля детей от общего количества раковых больных. По данным социально-гигиенического мониторинга, Ульяновская область отнесена к территориям повышенного риска по заболеваемости детей. «Основные проблемы у детей – с кровью, чаще выявляем лейкозы, – говорит детский онколог Рафаэль Закиров. – Тенденция последних десяти лет – рак почек и печени. Эти проблемы в большей степени связаны с ухудшением экологии. Также ежегодно выявляется по два-три случая злокачественных опухолей головного мозга и кости. Основные причины – травмы и переохлаждение». По прогнозам Закирова, рост детской онкозаболеваемости в дальнейшем будет только увеличиваться. Прежде всего, из-за кардинально изменившегося питания, которое «стало искусственным, генетически модифицированным». «Когда начнут рожать сегодняшние дети, мы получим увеличение фактов уродства и рост онкопатологий новорожденных», – подытожил Закиров.
По словам Валерия Родионова, за последние годы изменилось отношение людей к раковым заболеваниям. «В советское время врачи должны были всячески скрывать от пациента информацию о смертельной болезни, поэтому сами больные, как правило, находились в неведении, а родственники узнавали о ней только после смерти близкого человека, – говорит профессор. – Сейчас, согласно Конституции, человек должен знать о своем заболевании и вправе распоряжаться этой информацией по своему усмотрению, к примеру, сообщать или нет родным. Поначалу меня очень пугали те моменты, когда пациенту нужно было говорить об онкозаболевании. Я никогда не называю человека больным и стараюсь выступить в роли союзника пациента в борьбе с заболеванием. Большинство людей воспринимают эту информацию адекватно, способны сделать правильные выводы».
Валерий Родионов называет три основные причины, мешающие выявлять рак на ранних стадиях. Во-первых, сказываются недоработки санитарно-про-светительской работы. Многие мало знают об онкологии. Во-вторых, позиция самого человека, обусловленная непростым социально-экономическим положением в стране, – боязнь потерять социальные гарантии, работу и т.д. В-третьих, серьезный дефицит диагностического оборудования. «Современный скрининговый метод позволяет уловить тот момент, когда раковая опухоль еще не появилась в организме, а только имеется к этому предрасположенность. Этот вид исследований, кстати, придуманный советскими учеными, получил широкое распространение за рубежом и дает там неплохие результаты. У нас же, к сожалению, со скринингом знакомы немногие», – говорит Валерий Родионов.
Вадим ПИЛЮКОВ