Фото: Губернатор Сергей Морозов с финалистами конкурса на должность министра искусства и культурной политики Ульяновской области.

Среди них были музыканты, искусствоведы, арт-директоры, продюсеры, деятели театра, телевидения и кино. Встреча закончилась тем, что Морозов предложил всем иногородним соискателям (которых, как апостолов, было двенадцать) переехать с семьями в Ульяновскую область, чтобы совершить здесь «третью культурную революцию».

Губернатор не пояснил, как он вел отсчет культурных революций, но можно предположить, что первая состоялась в 20-е годы в СССР и была связана с ликвидацией неграмотности, вторая имела место в Китае при Мао Цзэдуне и привела к разгулу воинственных неграмотных хунвейбинов, параличу науки и культуры, истреблению интеллигенции. По какому сценарию пойдет третья культурная революция в Ульяновской области, сказать пока трудно.

Во время встречи губернатор общался широко и неформально. «Сегодня стоит задача вернуть Ульяновску его величие», – заявил Сергей Морозов. Стратегически эту задачу он намерен решать через развитие культуры, для чего и было решено войти в проект «Культурная столица Европы-2020». «Нам предстоит изломать мозги людей», – в тот день губернатор дважды произнес эту фразу, которая в контексте его речи означала, что люди должны взять в свои руки инициативу и ответственность за свои жизни и за жизнь города, области, страны. Ломать же мозги придется у тех людей, которые, по его выражению, предпочитают «сидеть на кухне и жаловаться на зас…ный город».

Затем Морозов поблагодарил собравшихся за то, что они откликнулись на его кадровый призыв. При этом он тут же предупредил присутствующих о тяжести работы в правительстве и о том, что раз в год министрам приходится отчитываться перед ЗСО, и если отчет воспринимается негативно, то министр тем самым получает «черную метку» и становится кандидатом на вылет.

Далее губернатор поинтересовался, есть ли у кого из присутствующих многодетные семьи, и сообщил, что у него четверо детей, и это показатель того, что он не собирается никуда уезжать из области: «Через пару месяцев президент будет принимать решение о продлении полномочий губернатора, но в любом случае я здесь останусь», – сказал он.

Старший научный сотрудник музейного комплекса «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге Илона Хитарова от имени женской части соискателей задала вопрос: «Допустим, министром будет избрана дама, и через какое-то время она Вам сообщит, что ждет ребенка, что Вы будете делать?». Морозов сказал, что на этот случай у него в планах – корпоративный детский сад для детей чиновников правительства, и построен он будет буквально во дворе «Белого дома». Кроме того, он рассматривает финалистов кадрового конкурса как команду. Тем самым глава правительства намекнул, что место в министерстве найдется не только победителю, но и кому-то из этой команды, кто смог бы, в случае чего, подхватить знамя культурной столицы, выпавшее из рук беременного министра.

Затем губернатор встал, подошел к окну, раздвинул жалюзи и, указывая на Кошкин дом напротив, спросил: «Вы верите, что этот город с безобразными тротуарами, с домами, у которых отваливается штукатурка, может стать культурной столицей Европы? Я говорю своим подчиненным: придумайте, как создать людям хорошее настроение во время длинной зимы с ее депрессией. Надо собрать фотографии счастливых людей и на этот период – январь, февраль погрузить жителей Ульяновской области в это счастье! Министр культуры – это не министр отрасли, ребята, это – министр хорошего настроения!».

Заключительный вопрос, который задал Морозов потенциальным «министрам»: «Если никого из вас не выберут, вы не обидитесь?». Ответы свелись к тому, что участие в таком кадровом конкурсе – это уже большая честь и огромный опыт, который неимоверно обогащает соискателей, поэтому они разъедутся домой вдохновленные и зарядившиеся энергией друг друга.

Показалось, что вопрос был с двойным дном. Дело в том, что накануне нового года Морозов публично заявил, что хотел бы видеть на посту министра искусства Ирину Котову, которая работает заместителем директора музея-заповедника «Родина Ленина». Но если у губернатора действительно есть фаворит, то во что тогда превращается конкурс?

Ведь люди тратили время, писали свои аналитические записки на тему «Развитие территории через культуру» и, чтобы их презентовать, ехали за свой счет в Ульяновск – из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Саранска, других городов, даже из Гданьска! Изначально же на вакансию откликнулось более 1800 человек. Заместитель председателя областного правительства Тамара Девяткина, курирующая этот кадровый конкурс, заверила журналистов, что окончательного решения по кандидатуре министра искусства губернатор еще не принял и что Котова участвует в конкурсе наравне с остальными.

Имя нового министра будет названо 26 января.

Но, видимо, участники финала тоже что-то почувствовали или узнали. Например, на просьбу Морозова поделиться впечатлениями о кадровом конкурсе замдиректора Московского театра им. Маяковского Олег Лабозин сказал: «Если территория начинает выбирать руководителей по принципу профессионализма, а не по принципу кумовства, значит, в России что-то меняется к лучшему, значит, в ней можно оставаться жить.

Для меня мотивом участия в этом конкурсе был Ваш доклад о социально-экономическом развитии области, и я вижу перед собой человека, которому я верю. В таких ситуациях хочется работать, добиваться чего-то недостижимого!». Его коллега из Москвы, телевизионщик Кирилл Барышников подхватил идею: “Это удачный перспективный эксперимент, эталон для остальных регионов страны. Уверен, на Вашем примере другие будут учиться, как грамотно и точно вести кадровую политику – не методом назначения, а методом креативного выбора… во имя общего созидания и возвышения России. Не все потеряно, когда есть такие люди, как Вы и мои коллеги”.

Единственным внешним (то есть не из правительства) экспертом в комиссии, которая беседовала с соискателями, был независимый культуролог из Нижнего Новгорода Глеб Фирсов. Он же был единственным, кто внимательно их слушал и, когда кто-то предложил сократить время для презентаций с десяти до трех минут, воспротивился этому. По мнению Фирсова, среди соискателей как минимум трое могут работать министром и еще столько же способны вести культурные проекты любой сложности. Он считает, что конкурс задал интеллектуальный стандарт ведения дискуссии о культуре, на который впоследствии придется ориентироваться, и это главный результат. Кроме того, конкурс открыл для соискателей реальные перспективы сотрудничества с Ульяновской областью, и они к этому готовы.

Фирсов, кстати, предостерегает руководство области от публичных заявлений по поводу того, что Ульяновск вступает в программу «Культурная столица Европы». Во-первых, получить такой статус неимоверно сложно, славные европейские города из года в год бьются за это звание и не могут его завоевать. Во-вторых, подобные заявления Еврокомиссия может рассматривать как давление, а кому такое понравится. В-третьих, уже известно, что с большой вероятностью «Культурной столицей Европы» станет Белград, поскольку Сербия на пороге вступления в Евросоюз, до которого России далеко.

Сергей Гогин