На минувшей неделе в области отметили День российской печати. Праздник, ежегодно проводящийся 13 января, дату свою ведет еще от указа Петра Великого.

Никто в точности не может знать, в каких условиях в петровские времена зарождалась в России периодика. Остается блаженно предполагать, что именно тогда модернизация в стране достигла своего наивысшего пика. Причем реально, потому что потемкинских деревень в то время еще не строили – только Питер и иже с ним по-настоящему, с нуля на болотах возвели. Видно, оттого-то и понадобилась мудрому царю-батюшке Петру газета – в помощь своим многочисленным нововведениям по прорубанию «окна в Европу». Правда, о свободе слова, конечно, никто даже не подозревал…

Современное российское государство живет наоборот – «окно» давно прорублено, о свободе слова здесь, как во всякой цивилизованной стране, знают, но существует эта свобода только на бумаге. Зато искусство «потемкинских деревень» освоили в совершенстве, да по самым разным поводам!

Вот, например, тот же журналистский праздник. Ну не идиллия ли? В одном из самых престижных ресторанов с понтовым названием из советского прошлого, где обычно собирается местный бомонд, практически за общими столиками – не только «слуги пера», но и многие представители власти: министры, депутаты, даже сам губернатор! Где еще журналист может посидеть с такими людьми «как бы на равных»?

Правда, в отличие от прошлых лет (когда праздник проводился в театре или филармонии), ресторан предполагал определенную закрытость мероприятия. То есть у приглашающих впервые появилась возможность всерьез отбирать приглашаемых. Элита властная могла сама (на глазок!) выделить элиту профессиональную. Ограничиться ветеранами, лояльными к власти работниками СМИ, ну и, для соблюдения приличий, позвать исключительно редакторов «неподконтрольной» прессы. Как бы дать знак – цех цехом, а праздники врозь. И кого-то из виновников торжества, кто не вполне угоден, несмотря на все разговоры о чиновничьей открытости, можно просто проигнорировать…

Зато приглашенным награды сыпались, как из рога изобилия. Ежегодный журналистский конкурс, итоги которого традиционно подводятся в праздник, окончательно превратился в формальное мельтешение одних и тех же. Ну а что такого, если грамоты нынче недороги, и заполнить их недолго. Трудно, наверное, только номинации всем придумывать, ох, трудно! Чего стоит хотя бы та, в которой победителем была названа наша газета – «Лидер по продажам» – с большой фантазией, талантливо сформулировано, что тут говорить! Предлагаю в будущем году обязательно ввести главную номинацию – «За номинации»…

Хотя с тем расхожим мнением, что надо почему-то принципиально игнорировать «официальную» журналистскую тусовку, не соглашусь категорически. Люди-то у нас в отрасли хорошие, и профессионалы, каких поискать, – ну отчего б не пообщаться, не обменяться опытом?! К чему пустой апломб, гордыня обиженных?! Опять-таки, бутерброд, съеденный тобой за счет бюджета, не предполагает, что ты становишься «продажным писакой». Скорее наоборот. Чтобы эффективно спорить с оппонентом, нужно не только знать его в лицо, но и посмотреть в глаза. Тем же, кто опасается поменять свое мировоззрение за «тарелку супа», советую обратиться к соответствующим специалистам. А заодно и кушать почаще…

София МОРЖОВА