В последнее время все больше владельцев торговых центров, ресторанов и банков, арендаторов офисов резервируют для себя или своих клиентов дефицитные места для парковки. Установка заграждений и знаков «Стоянка запрещена, кроме…» – чистой воды самоуправство, но кто должен ему противостоять, не могут решить между собой муниципальные власти и ГИБДД.
Припарковаться у торгового центра или госучреждения, особенно в центре города, становится все сложнее, жалуются ульяновские автовладельцы. Ситуацию с не расчищенными от снега обочинами дорог усугубляют установленные тот там, то здесь самодельные дорожные знаки «Парковка» или «Стоянка запрещена».
Часто помимо псевдознаков владельцы коммерческих структур ставят железные и деревянные загородки, при помощи которых резервируются машино-места.
Но как отличить знаки-имитации от настоящих, ведь нарушение Правил дорожного движения сегодня карается внушительными штрафами? По словам начальника отделения дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД УВД по Ульяновской области Владимира Цуркова, единых признаков разграничения нет, каждый конкретный факт нужно рассматривать индивидуально: «В Правилах дорожного движения дорожных знаков с дополнительной информацией типа «только для…» или «запрещено, кроме автомобилей…» нет остановка и стоянка либо разрешена, либо нет, но касается это всех без исключения машин. Пояснения к запрещающим знакам могут касаться лишь времени, то есть времени суток, дней недели или часов. Знаки с другими требованиями можно смело игнорировать, штрафовать за это водителей инспекторы ДПС не имеют права».
По словам Николая Шевченко, директора МУП «Правый берег» (предприятие занимается изготовлением и установкой дорожных знаков), знаки, устанавливаемые коммерческими структурами у своих зданий, явно кустарного производства. Их изготовление давно освоили многочисленные рекламные агентства. «Все официально изготовленные знаки имеют свой регистрационный номер и числятся в специальном реестре, поэтому просто купить дорожный знак не получится», говорит Шевченко.
Чтобы в том или ином месте установить дорожный знак, требуется довольно продолжительная процедура.
В первую очередь его появление должно быть продиктовано дорожной обстановкой. Как правило, запрещающие знаки устанавливаются по просьбе местных жителей либо руководства предприятий. После обращения для оценки ситуации на место выезжают сотрудники ГИБДД, при этом на окончательное решение влияет несколько факторов, и прежде всего – пропускная способность улицы. Затем его установку должны утвердить муниципалитет и руководство предприятия по обслуживанию дорожных знаков и светофоров.
Порой парковочные места коммерческие организации оборудуют самостоятельно. При этом построенный за свой счет заездной карман служит для фирм оправданием «приватизации» обочины. Между тем любое воспрепятствование движению по улицам, дворам и дорогам города, которые являются местами общего пользования, является нарушением закона.
Однако наказывать нарушителей в Ульяновске никто не спешит. В ГИБДД нам ответили, что контролировать то, что происходит возле территорий магазинов, банков и кафе, – в компетенции городских властей. В мэрии считают, что убирать незаконно установленные дорожные знаки входит в обязанности контрольно-надзорного органа – ГИБДД.
Вадим Пилюков