Теплоту этого дома чувствуешь сразу, как только открываешь в него дверь. Ладонь берется за ручку, удивительность которой сперва и не заметишь, и чувствует непривычную мягкость. Опускаешь глаза – на двери не обычная – пластмассовая или железная – ручка, а чудесно изогнувшийся деревянный нарост. И выпускать из ладони его не хочется – такое природное тепло от него исходит.

Энергию подарили пчелы

Но чего стоять у двери, глядя на ее необычную ручку? Стоит войти, ведь в доме уже ждет хозяин – Николай Козлов, который создает удивительные вещи, дарящие природное тепло.

Николай Агеевич – мастер-ремесленник, много лет сотрудничающий с ульяновским Музеем народного творчества. Занимается он работой с капом. Кап – это округлые наросты на дереве. Так сказать шишки, бородавки или опухоли, говорит мастер. Директор Музея народного творчества Ирина Павлова в противовес рассказывает красивую легенду о капе.

Якобы появляются такие наросты на березах и других лиственных деревьях, после того как сядет на ствол рой пчел. Согласно поверью, пчелы отдают дереву свою энергию, и оно начинает в этом месте усиленно расти – отсюда и появляется кап.

Издавна в нашей стране эти наросты, заряженные пчелиной энергией, использовали в домашнем хозяйстве. Умельцы из округлого капа делали ковши и прочие предметы быта.

Позже в Кирове возник целый каповый промысел. Тамошние мастера кап разрезают на пластинки, полируют их и делают шкатулки. Используется кап и для декоративной отделки мебели.

В целом же в России, кроме Кировской области, мастеров по капу можно встретить крайне редко. В Ульяновской области работают с таким материалом всего несколько человек, и Николай Агеевич начал заниматься этим ремеслом первым из них.

Не хуже самоцвета

Было это, вспоминает мастер, в начале 1970-х. Тогда его семья переехала в Ульяновск.

Небольшой опыт работы с деревом у него уже был. А когда в один из выездов в лес с другом увидели нарост на дереве, решили срезать и попробовать поработать с ним.

– Сделал первое изделие – понравилось. У меня прежде увлечение самоцветами было, а кап, когда его отполируешь – переливается, тоже получается очень красиво, – вспоминает свои первые впечатления от работы Николай Агеевич.

Изделия из капа и вправду сияют не хуже самоцветов. Собственно кап – это наросты с нераспустившимися почками. Если присмотреться, на поверхности много мелких точек застывших почек. Отполированный, такой рисунок выглядит очень красиво. Но чаще капа на деревьях встречается сувель – наросты, имеющие на спиле волнистую свилеватую текстуру. И в волнистой сувели, как в облаках на небе, получаются рисунки, разглядывать которые можно бесконечно.

Изделия Николая Агеевича удивляют своей плавной формой. При работе с капом, объясняет он, всегда надо идти за природой. Сделать, какую просто захочется, форму из нароста не получится – нужно следовать за слоями из волокон. Перерезать их нельзя, поясняет мастер, – изделие может переломиться. Поэтому и выходят из-под руки природы и инструмента мастера плавные линии – птица-лебедь с длинной шеей или деревянный завиток.

Подружились с лесом

Но украшать завитками и птицами Николай Козлов старается вполне практичные вещи. Из капа он обычно делает вазы, подносы, ковши и даже обувные ложки. Бывают и заказы на дверные ручки, подобные тем, что стоят в доме у самого мастера. Также изделия из капа ульяновцы покупают для бани. К примеру, каповый ковшик может служить в парилке долгий срок и не испортится от контакта с горячей водой.

Изделия мастера служат не только ульяновцам. Он регулярно выезжает на ремесленные выставки в другие регионы. Судя по ним, рассказывает Николай Агеевич, капом в российских регионах занимается очень мало ремесленников.

Возможно, связано это со сложной обработкой материала. Срезанный с дерева нарост нужно очистить от коры. Если он срезан зимой, то кора держится очень крепко, и кап приходится вываривать. После очистки нужно понять, что же может получиться из нароста, и вырезать задуманную форму. Затем нужно выбрать весь лишний материал и несколько раз шлифовать поверхностьполучающегося изделия наждачной бумагой. После того как изделие готово, оно обрабатывается лаком или мастикой, изготавливаемой по специальному рецепту. Именно использование мастики придает капу особое тепло. Ну а лак позволяет деревянной поверхности с неповторимым рисунком по-настоящему засиять.

Увидев это сияние 40 лет назад в первый раз, Николай Агеевич навсегда связал свою жизнь с каповым промыслом. Не бросил увлечение, даже когда уезжал на два года жить на Кубу. Специально вез с собой на остров две каповые заготовки. Получившиеся из них изделия так и остались на Кубе в качестве подарков. Затем занимался капом, работая на УЗТС, а в конце концов решил хобби сделать главным делом своей жизни.

С капом, с улыбкой рассказывает Николай Агеевич, он не просто работает, а нянчится, когда ровняет дерево до самой мелкой детали. Кап же подружил мастера с лесом. За новым материалом он старается выбираться каждые две недели. Иначе начинает по деревьям скучать. Лес по ульяновским мастерам, наверняка, тоже скучает. Ведь они являются и своеобразными лекарями для деревьев – срезая кап, убирают наросты, из-за которых, со скоплением влаги и снега на стволе, березы начинают гнить и ломаться.

Лидия Пехтерева