В день юбилея известного ульяновского краеведа Миры Мироновны Савич в Краеведческом музее состоялась встреча из цикла «Портрет нашего современника». По меткому выражению архивиста Антона Шабалкина, поздравить юбиляра собрались люди исключительно «миролюбивые», то бишь любящие Миру.
Научные сотрудники ульяновских музеев, областного архива, редакторы и журналисты местного телевидения и радио, коллеги-историки – все посчитали за честь лично поздравить Миру Мироновну. Савич приехала в Ульяновск в 1958 году, когда ее мужу Натану Самуиловичу стало «тесно» на карагандинской шахте. Ему предложили место на приборостроительном заводе, а места учителя истории в Ульяновске не было. Отказавшись от должности пионервожатой, Мира Мироновна, не имевшая представления о том, что такое экспонат и экспозиция, пришла устраиваться на работу в Краеведческий музей, с которым она связала, по сути, всю жизнь. Сейчас многие ульяновские краеведы называют ее своим учителем, а она не без кокетства признается: в том далеком 58-м году на вопрос директора музея Марка Валкина о том, что делал Степан Разин в сентябре 1679 года в Симбирске, ответила: «Не знаю!». На долгие годы Марк Харитонович стал ее учителем краеведения. «Я досрочно повышал ее в должности – сначала она раньше времени стала старшим научным сотрудником, потом заведующей методическим отделом, а она критиковала меня и называла диктатором, – со смехом рассказал Валкин. – Но отношения у нас оставались серьезными, деловыми, и за это я всегда был ей благодарен».
Мира Мироновна была в музее нарасхват – она занималась экспозиционной деятельностью, пропагандой, принимала экскурсии, изучала малоизвестные уголки области, помогала создавать филиалы музея, негосударственные музеи на заводах, в колхозах и совхозах, учебных заведениях.
Савич была лицом музея: в дни приезда в Ульяновск известных людей – например, Джанни Родари – она сопровождала их в экскурсии по городу.
Готовя экспозицию, Мира Мироновна скрупулезно изучала материалы в поисках некой изюминки, которая смогла бы сделать интересной любую выставку, даже если она была посвящена прошедшему съезду ЦК КПСС.
Последней и главной экспозицией в жизни Савич стала «Трагедия целой эпохи» – одна из первых выставок в России на тему сталинских репрессий.
Об истории Симбирска-Ульяновска Мира Мироновна рассказывала в музее, в публикациях, на телевидении и радио. Журналист ГТРК «Волга» Римма Вильданова призналась, что благодаря Мире Мироновне она узнала и полюбила Ульяновск. Она вспомнила, как в конце 1990-х годов, будучи уже на пенсии, Савич входила в любые кабинеты и боролась за каждое исторически ценное здание: ей хотелось, чтобы в связи с празднованием 350-летия города деньги были потрачены не только «на шарики», но и на ремонт старинных домов.
Мира Мироновна за свою работу получила немало наград: почетные грамоты Минкульта, ряд медалей за трудовые заслуги, бронзовую медаль ВДНХ. Ее имя занесено в Золотую книгу Почета Ульяновской области.
Краевед Наталья Гауз предложила ходатайствовать о том, чтобы «избранница Клио» Савич была представлена к ордену «За заслуги перед Отечеством». Это предложение закономерно: все коллеги юбилярши наперебой говорили о ее преданности профессии, страсти к краеведению, которыми она заражала всех своих сотрудников, а еще – о том, каким мудрым она была руководителем.
Однако на встрече речь шла не только о профессиональных качествах Миры Мироновны. Она сама человеческие качества превыше всего ценит и в современниках, и в исторических деятелях прошлого.
Именно поэтому любимыми мужчинами Савич стали председатель Симбирского губисполкома Михаил Гимов, первый директор Краеведческого музея Павел Гречкин, юрист и краевед Павел Мартынов. И ее собственное отношение к людям и к жизни стало примером для всех знакомых.
– Бабушка для меня – все, – сказала приехавшая из Нью-Йорка на юбилей Савич ее внучка Екатерина. Она – образец профессионала, человека, матери, жены, а ее семья – образец семьи. С детства я ощущала ее всеобъемлющую любовь ко мне, это очень близкий для меня человек, у которого я хотела бы перенять все качества.
Сын Миры Мироновны Владимир признался, что Краеведческий музей стал первым домом, куда он попал в Ульяновске после вокзала.
– Мама и есть этот музей, – считает он. – Благодаря ей я стал ульяновцем и, несмотря на то что уже 40 лет живу в другом городе и другой стране (в Минске. – Ред.), Ульяновск остается для меня родным городом. В день юбилея мамы я приехал в четыре часа утра, не захотел будить маму так рано и с удовольствием несколько часов гулял по городским улицам.
Владимир со смехом вспоминает, как однажды Мира Мироновна приехала к нему в гости, а он переживал, что не готов к политинформации, на которой должен был выступать. За три трамвайные остановки она рассказала ему все о Брестском мире, и он повторил ее рассказ слово в слово, после чего получил предложение от парторга провести еще несколько занятий. «Не могу, – отказался Владимир. – Мама уехала…». И сам он, приезжая в Ульяновск с детьми, каждый раз принимал участие в проблемах музея, даже если для этого требовалось ехать в филиалы.
Уже на встрече выяснилось, что у Миры Мироновны есть еще одна любовь – поэзия Пушкина. Сын привез ей из Минска подарок – книгу «Венок на памятник Пушкина» 1880 года издания. «Не для того, чтобы у нее был раритет, а в качестве намека на долгую творческую жизнь», – пояснил он. А творчеству – глубоким историческим исследованиям – Савич смогла отдаться на пенсии. Она завсегдатай Дворца книги и областного архива,участник научных конференций, краеведческих чтений, автор ряда публикаций. Не случайно замдиректора Музея-мемориала В.И.
Ленина Валерий Перфилов назвал ее «законченным типом музейного работника».
Редакция газеты «Симбирский курьер» присоединяется к многочисленным пожеланиям здоровья, благополучия и творческого долголетия Мире Мироновне Савич.
Анна Школьная