Ни для кого не секрет, что водители, попавшие в дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП, – ред.), ждут прибытия сотрудников ГИБДД порой по несколько часов. Но мало кто знает, что за такой «простой», препятствующий движению другого транспорта, водители покорёженных авто могут попасть на кругленькую сумму!

Днём 9 сентября 2010 года житель Засвияжья Александр Феллер возвращался с дачи на своём авто. Повернув с улицы Октябрьской на улицу Терешковой мужчина врезался в двигавшийся впереди чёрный «Опель». К счастью, никто не пострадал – автомобили отделались незначительными царапинами. Александр предложил женщине -водителю «Опеля» компенсировать ущерб за поцарапанную машину и спокойно разъехаться, не вызывая ГИБДД:

– Чтобы не мешать автомобильному потоку и трамваям, так как мы столкнулись прямо на рельсах, хотелось решить проблему полюбовно и быстро. Но женщина отказалась от предложения и вызвала сотрудников ГИБДД, – вспоминает Александр.

По словам Феллера, экипаж прибыл к месту ДТП лишь через два часа. За это время с обеих сторон от столкнувшихся автомобилей в ряд выстроились семь трамваев маршрутов №10 и №15. Их пассажирам вернули деньги за проезд, и люди пересели с рельсового транспорта на маршрутки.

После составления протоколов участники злополучной аварии, наконец, смогли разъехаться по домам. А через десять дней Александру пришло письмо с претензией на кругленькую сумму от… МУП «Ульяновскэлектротранс» (далее «УЭТ», – ред.).

Упущенная выгода

Свою претензию трамвайщики мотивировали тем, что то самое ДТП задержало 7 трамвайных вагонов, и посему «УЭТ» не получило определённый доход. Сумму упущенной выгоды предприятие оценило почти в 14 тысяч рублей, а раз виновником аварии является Александр, то с него и нужно взыскать эти деньги.

– Какое они имеют право требовать с меня такую большую сумму? Ведь не по моей вине пришлось так долго стоять на трамвайных путях! – разводит руками водитель.

Потрясённый мужчина направился к руководству «УЭТ» и сказал, что выплатить всю сумму не может, так как он пенсионер. Тогда «добродушные» трамвайщики сделали 20% скидку и попросили заплатить сразу хотя бы небольшую часть, а остальную сумму разделили на несколько месяцев. Заплатив 1800 рублей – всё, что было у него в кошельке, Александр, сомневаясь в законности подобных санкций, пошёл за разъяснениями в Центр по защите прав потребителей. Юристы Центра объяснили мужчине, что требование оплаты со стороны трамвайщиков, по их мнению, незаконно, и посоветовали больше не платить. Никаких мер от «УЭТ» это впоследствии не повлекло -видимо, на предприятии поняли абсурдность своих претензий.

С другой стороны, понять действия трамвайщиков тоже можно -трамваи-то в случае автомобильной аварии на рельсах действительно простаивают, вместо того чтобы возить сотни горожан. К тому же, как выяснилось, подобные претензии -вовсе не редкость.

– В Ульяновске ежедневно происходит по десятку таких аварий, особенно в зимний период, из-за нечищеных дорог, – рассказал корреспондентам «МГ» Алексей Смирнов, замдиректора по эксплуатации «УЭТ». – Однако не мы придумали взыскивать деньги за упущенную выгоду с виновников аварии. Такая практика характерна для многих городов, например, для Москвы. И большинство виновников выплачивают указанные в претензиях суммы.

Не хватает сотрудников

По словам Алексея Смирнова, «УЭТ» неоднократно обращалось в областное Управление ГИБДД с просьбой увеличить количество экипажей ДПС, выезжающих на место ДТП, так как имеющихся явно недостаточно, но безрезультатно.

– Полномочия по оформлению ДТП имеют все сотрудники ГИБДД, – поясняет Светлана Яшнова, начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД. – Их в Ульяновске 200 человек, но этого недостаточно – у нас за день происходит по 100-150 аварий. По нормативам необходимо, чтобы в Ульяновске работало 684 сотрудника ГИБДД.

К тому же, как выяснилось, временных нормативов по прибытию экипажей на место ДТП просто не существует. Как нам объяснили в ГИБДД, в первую очередь экипажи направляются на аварии, где есть пострадавшие люди. Далее в списке приоритетов – аварии с участием общественного транспорта и аварии, создающие препятствия на дороге для остальных участников движения (как в случае с трамваями, но и там, как помним, экипажа пришлось ждать два часа). А если произошла совсем незначительная авария, не входящая в этот «льготный» список? Неужели ГИБДДшников придётся ждать часами?

Согласно пункту 2.6. Правил дорожного движения, если в ДТП никто не пострадал, а обстоятельства произошедшего очевидны и виновник ДТП своей вины не отрицает, то участникам аварии можно самим I составить схему ДТП, скрепить I её своими подписями и самостоятельно отвезти в ГИБДД. Но есть нюанс: ущерб при аварии не должен превышать 20 тысяч рублей. Но вот как его можно определить на глаз – большой вопрос…

Однако этот пункт в случае даже небольшой аварии на трамвайных рельсах не подходит. В «УЭТ» должны зарегистрировать факт простоя трамваев, а для этого нужна запись в книге регистрации ДТП. Поэтому в данной ситуации без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись.

Получается, автомобилисты стали заложниками того, что в Ульяновске элементарно не хватает ГИБДДшников. Особенно остро это ощущается сейчас, когда должным образом не чистятся дороги, и мелкие аварии происходят на каждом углу. Водители, вынужденные часами простаивать на месте ДТП, рискуют задолжать кругленькие суммы ещё и другим участникам застопорившегося движения. Похоже, ни городские власти, ни руководство областной ГИБДД не могут – а может, и не хотят – разорвать этот замкнутый круг…