Почему, несмотря на все усилия по реорганизации, информатизации и повышению прозрачности регистрационной службы, по-прежнему очень трудно и дорого узаконить дом или землю?

О растянутости сроков процедуры регистрации, очередях и мошенниках говорили на расширенном совещании в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Как известно, в мае прошлого года региональные Управление Роснедвижимости и Управление федеральной регистрационной службы были объединены в одно – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр) по Ульяновской области. Помимо таких традиционных полномочий, как госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет недвижимости, землеустройства, государственный мониторинг земель, государственный земельный контроль, кадастровая оценка земель, новая структура получила и дополнительные: государственный геодезический и метеорологический надзор в области геодезической и картографической деятельности, а также контроль и надзор за деятельностью СРО арбитражных управляющих.

Изначально объединение структур преследовало благие цели – переход на работу по принципу «единого окна», упрощение процедуры оформления прав на недвижимость, сокращение инстанций и времени на сбор документов и, следовательно, ускоренное получение свидетельства о праве собственности на объект недвижимости.

Увы, достичь всего этого по-прежнему не удалось.

Об этом говорят жалобы людей на невероятные очереди в отделах регистрации.

Руководитель Управления Сергей Вознесенский (на снимке) признал, что проблему очередей решить не удалось – они есть практически во всех пунктах приема-выдачи как в Ульяновске, так и по области. Среди причин руководитель выделил ежегодное увеличение количества принимаемых заявлений на регистрацию (в 2010 году таких поступило 274 тысячи, что на семь процентов больше, чем годом ранее), рост подачи дополнительных документов (в прошлом году 31 тысяча человек обратилась за повторной регистрацией одного и того же объекта недвижимости), активизацию процесса обеспечения жильем ветеранов войны, военнослужащих, а также увеличение на 126 процентов фактов регистрации ипотеки. Между тем, как было отмечено в ходе совещания, очереди способны породить такие серьезные проблемы, как коррупция, развитие сферы так называемых дополнительных услуг за деньги и т.д. Руководству Управления было рекомендовано активнее применять такие информационные технологии, как система электронной очереди, оказание услуг с помощью интернета. Пока все это в Ульяновском Росреестре находится в зачаточном состоянии.

Повысить эффективность работы госрегистраторов могло бы сокращение сроков регистрации недвижимости, на что сегодня отводится месяц и более. Как отметил Сергей Вознесенский, такой срок продиктован необходимостью проведения правовой экспертизы предоставляемых документов: «Недвижимость остается лакомым кусочком для нечестных на руку дельцов. В отчетном году выявлены неоднократные факты представления в Управление подложных, поддельных документов: решений судов (Димитровградский отдел), актов органов местного самоуправления (Ульяновск). В Чердаклинский отдел в прошлом году предоставили доверенность от умершего человека. Была также попытка подачи заявления о государственной регистрации перехода права на квартиру по чужому паспорту».

Как установлено областной прокуратурой, в региональном Управлении Росреестра в течение прошлого года нарушались права граждан, решивших оформить свои сады и огороды в рамках «дачной амнистии». Регулярно регистраторы требовали с собственников излишние, не предусмотренные законом документы или вовсе отказывали в регистрации под надуманными предлогами. Такие факты были выявлены во всех регистрационных отделах, включая само Управление.

Вадим Пилюков