Неплательщиков алиментов судебные приставы делят на тех, у кого действительно нет денег, и на обеспеченных отцов, которые просто выкинули своих детей из головы. С таких выбить долг на содержание ребенка гораздо сложнее. В очередном рейде приставов-исполнителей Ленинского района принял участие корреспондент «СК».
В гости к должникам приставы предпочитают ходить по утрам – днем никого не застать, а к вечеру большинство из них успевает набраться спиртного. В семь утра встречаемся у пятиэтажки по улице Розы Люксембург. Пристав Ульяна Вешкина – хрупкая симпатичная девушка лет двадцати двух. «Силовую поддержку» обеспечивает внушительных размеров, но добродушный Евгений Лисенцов.
Первая дверь открывается после первого же звонка редкая удача. На пороге нас встречает скромно, но опрятно одетый мужчина лет сорока пяти. «Проходите, пожалуйста, только я на работу опаздываю», – слегка растерянно говорит хозяин. Однокомнатная квартира обставлена старой мебелью, но прибрана. Передний угол комнаты увешан иконами, внизу на тумбочке – ламповый телевизор. В серванте в вазе аккуратно уложены пластмассовые фрукты. «На работу? – как будто ослышалась, переспрашивает Ульяна. – Почему ко мне не пришли, не рассказали?». Оказалось, работа неофициальная, дворником.
У Михаила – двое уже взрослых детей, Кирилл и Ксения. Обоим уже за восемнадцать, однако долг по алиментам в 15 тысяч рублей накопился за предыдущие годы и никак не погашается. Отец заверяет, что с первой же получки все отдаст. Пристав выписывает должнику очередное требование, хотя имела полное право наложить штраф.
В соседнем доме ищем 30-летнюю Людмилу, мать двоих детей, двенадцати и пяти лет. Женщина лишена родительских прав (что не освобождает от обязанности выплачивать алименты), опеку над детьми оформила ее двоюродная сестра. Долг горе-матери перевалил за 130 тысяч рублей. Мать должницы признается, что устала от дочери.
Поэтому совсем недавно вынуждена была купить ей комнату в общежитии. Теперь приставам предстоит навещать алиментщицу по новому адресу.
У Елены – четверо детей и долг по алиментам в 250 тысяч рублей. Дверь приставам открыла соседка из другой комнаты. Завидеввидеокамеру, должница схватила со стола разделочную доску и закрыла ею свое лицо. Обычно весьма вспыльчивая особа на этот раз вела себя спокойно, расписываясь на всех требованиях приставов. Старших мальчиков-близнецов Елены недавно забрали в детдом, девятилетний Кирилл и годовалая Маша живут то у родственников, то вновь возвращаются к матери. По признанию самой должницы, она никогда не работала и вряд ли начнет теперь. Тяжелый случай, признают приставы. Имущества нет никакого, и привлечь к уголовной ответственности нельзя – «воспитывает» малолетних детей.
Едем в Поливно. В квартире семьи Сергеевых в девять утра – застолье. На столе – бутылка водки и нехитрая закуска. По внешнему виду хозяев понятно, что вчерашний день, как и большинство предыдущих, начинался так же. 17-летний Миша и 15-летняя Света уже давно воспитываются в детдоме. Глава семейства с долгом 80 тысяч рублей перебивается случайными заработками и даже время от времени выплачивает алименты. У матери долг в два раза больше, ее уже дважды привлекали по 157-й статье (злостное уклонение от уплаты алиментов). Сама женщина главным препятствием на пути к исправлению считает отсутствие документов. В ответ на просьбу приставов предъявить удостоверение должница достала советский паспорт.
Самым действенным методом воздействия на болееменее состоятельных отцов-алиментщиков приставы считают арест автомобиля. «Судебные приставы-исполнители при взыскании алиментов сталкиваются с тем, что мужская любовь к автомобилям порой оказывается сильнее отцовских чувств к собственным детям, – говорит главный специалист отдела работы со СМИ УФССП по Ульяновской области Екатерина Миронова. – В прошлом году только в Засвияжском районе таким способом удалось взыскать 350 тысяч рублей, а в Киндяковке один автолюбитель, лишившись машины, разом погасил алиментный долг в 71 тысячу рублей. Впрочем, в будущем такие должники действуют более осмотрительно и даже прибегают к различным уловкам. К примеру, один ульяновец, узнав о том, что может остаться без автомобиля, полностью оплатил долг в размере 80 тысяч рублей.
Когда приставы сняли арест, незадачливый папаша позаботился о будущем и продал машину брату».
По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, в регионе 11,5 тысячи алиментщиков-неплательщиков. Это 46 процентов от общего количества дел по долгам. В прошлом году в отношении 656 алиментщиков были вынесены постановления о запрете выезда за границу, 526 должников были привлечены к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ.
Вадим Пилюков