В Ульяновске произошло «долгожданное, знаковое событие» – таковым его окрестил губернатор Сергей Морозов. На совете по культуре, собравшем всех ведущих культработников области и состоявшемся в драматическом театре, наконец было названо имя нового министра искусства и культурной политики. Кроме того, собравшихся познакомили с новой стратегией культурного развития региона. Правда, осталось не до конца понятным, чем же она принципиально отличается от прежней. Хотя нас старательно убеждали в том, что «министерство» – не просто красивая вывеска и укрупнение штата.

Мания величия?

Итак, целью встречи стало обсуждение преобразования разных сторон жизни области через «культурную революцию» (ни больше ни меньше). Губернатор был предельно оптимистичен: Ульяновск-де один из самых инвестиционно привлекательных регионов, и у властей есть 100-процентная гарантия реализации всех имеющихся амбициозных планов. Короче говоря, будут у нас и особая экономическая зона, и авиационная столица, и ядерный кластер. И культурные события не только на уровне СНГ – европейского, а то и мирового значения. Дескать, мы «будем биться и с Парижем, и с Берлином, и с Прагой, и должны их победить». Можно предположить, что без мании величия сравнивать себя с центрами ведущих европейских государств просто невозможно. Однако уже понятно, кому этот самый Париж доведется увидеть на самом деле (и не умереть от стыда), не зря же создана дирекция программы «Ульяновск – культурная столица Европы-2020» и утверждены соответствующие чиновники.

Хотя на той же встрече прозвучали и такие цифры. На сегодня только 13 процентов населения считают Ульяновск городом, удобным для творчества, 32 процента – хорошим местом для жизни, и лишь 23 процента жителей живут интенсивной культурной жизнью. Нестоличные показатели, что и говорить.

Детские игры?

Достаточно лицемерным показался и конкурс на должность министра. Да, кандидатов созывали со всей страны – через российский сайт трудоустройства. Даже создали на сайте «ВКонтакте» виртуальный кабинет министров культуры из конкурсантов. И в начале встречи Сергей Морозов предложил определиться с победителем в режиме открытого микрофона, тряся перед собравшимися якобы неподписанным распоряжением о назначении. Мол, если есть сомнения у комиссии, обсудим. Однако кандидат от Ульяновска Ирина Котова (бывший заместитель директора заповедника «Родина В.И. Ленина», имеющая научную степень и массу заслуг) заняла свое место в президиуме еще перед началом совещания. Ну к чему было публично играть в демократию, если, говорят, имя Котовой как наиболее вероятного претендента в кулуарах называлось уже минувшей осенью? Правда, отзывы коллег об Ирине Геннадьевне (в отличие от бывшего руководителя отрасли по региону) самые наилучшие, однако сумеет ли она что-либо изменить в ситуации далеко не блестящей?..

А «собака» кто?..

Наверное, культура для нашего губернатора (как и тотальная информатизация) окончательно стала одной из главных точек пиар-поддержки грядущего переназначения. Отсюда и пресс-конференция, устроенная им не так давно ни где-нибудь – в ИТАР-ТАСС. Не знаю, как в Москве, но на встрече в Ульяновске главный культурный революционер региона был последовательно афористичен. По Морозову, «старую собаку нельзя научить новым трюкам» – именно поэтому культуре нужна новая схема управления. Культуре также «пора выходить из тени», «нащупать путь», стать «полноценным игроком», «Ульяновск – родина талантов». А дабы развеять сомнения по поводу приобретения нашим городом статуса «Культурной столицы СНГ», прозвучавшие в СМИ, выразился наиболее изящно: «Я с пятого этажа вниз головой не ударился». В общем, надо верить в успех.

Спасибо классикам…

Итак, свои претензии на европейскую столичность Ульяновск будет подтверждать сообразно программе. В ней прописан и ежегодный международный культурный форум, и юбилеи Гончарова и Карамзина (эх, помогли классики!), и ремонты учреждений культуры. Список последних пока не очень впечатляет. Понятно, что в нем есть строительство нового архива, ну так ведь архив, поневоле оказавшийся «на улице», должен где-то размещаться, чтобы не оказаться загубленным окончательно! Есть там и постройка Краеведческого музея – ну так и он своего пригодного помещения давно не имеет! А бывший КДЦМ с новым названием, к которому по своей помпезности многие испытывают неприязнь,– ну получит он большую надпись «Губернаторский» по всей длине… Короче говоря, все это надлежало бы построить и отреставрировать в любом случае.

100 шагов в Европу

Вообще, по словам губернатора, культура в регионе и так процветает. Вот, к примеру, ТЮЗ появился. Ой ли не задолго до вас задумывали его, Сергей Иванович? Музей Пластова открыли – так ведь и до него в доме с тем же номером уже работала достойная галерея ульяновского союза художников, и галерея имени Пластова в городе существует не первый год! В чем же принципиальная новизна? Вот с фондом Кончаловского переговоры вели зачем-то, так каков результат? «Подлинная модернизация невозможна без культуры» – оно конечно. Только что модернизируется-то, кроме как на словах да в отчетах? И музеев, оказывается, у нас в области более 600 (это со школьными, что ли?). Министерство искусства возьмет на себя функцию реализации культурных инициатив жителей. А что раньше мешало? И когда Ульяновск успел стать «законодателем мод в культурной политике»? Вопросов пока больше, чем ответов.

Кстати, программа культурного развития региона получила название «100 шагов к Культурной столице». Первые десять из сотни должны быть сделаны в наступившем году. Они неоригинальны. Во-первых, это детальный анализ состояния культурной отрасли. Как будто прежде этим никто не мог заняться. Во-вторых, повсеместный поиск «новых смыслов» – проведение дискуссий на разные темы, дабы привлечь широкую общественность. Наверное, особенно в сельских поселениях будет актуально: соберутся два библиотекаря и один массовик-затейник, и как начнут калякать о вечном. Да их, скорее всего, больше другие проблемы волнуют – заготовка кормов, а не симфонии!

Увековечить

Колобка

А вот еще конкурс «Современная культура России в Ульяновске», благодаря которому местные культработники якобы получат возможность сотрудничать с другими регионами. Причем наша область проплачивает участие гостей. Дескать, дерзайте, о вас будут знать сотни миллионов, это шанс стартануть в Европу. Конец года увенчается так называемым Марафоном культурных событий – а мне казалось, что он должен идти круглогодично… Есть в программе и сотрудничество официальной с «уличной» культурой – пока они мало пересекаются. Почему бы и нет? Энтузиасты – это дешево и мило… Поддержка творческих союзов – а разве прежде их не поддерживали? Информационная система «Культурный навигатор» – ну портал, ну много таких… Стимулирование создания в МО литературных объединений (и тогда, якобы, к нам приедут лучшие писатели не только Европы, но и мира) – не устарелая ли мера усаживать людей за бумагу и перо? Наконец… увековечение памяти «всемирно известного» Колобка, который официально признан родившимся в Ульяновской области (как Дед Мороз – в Великом Устюге). Хороший герой, только уж больно плохо закончил. Прозвучало даже предложение сделать Ульяновск центром возрождения колыбельной песни. А что, наверное, неплохо, если все дружно закроют глазки, как сомнамбулы… А еще б и ушки!

Бедно, но весело

В общем, «столично-европейских» идей много. И, по словам их генераторов, многие культработники верят в успех. Ну разве, скажем, кто-то из 1880 участников конкурса на должность министра мог позволить себе усомниться в столь глобальных перспективах? И никакой уникальности в том, что власть сегодня обращается к культуре, нет. «Будоражить, зажигать, заставлять жить по-новому» – все это в нашей истории уже было. В этом смысле даже идея губернатора о том, что эффективность культуры нужно оценивать, пересчитывая количество улыбок на улицах, кажется знакомой. По принципу: живем бедно, но весело. В тоталитарное сталинское время, к примеру, тоже был определенный заказ на всеобщее веселье. Помните «Марш энтузиастов»? Очень полезная вещь…

София МОРЖОВА