Единственный стоящий в свободном доступе в городе самолет приговорен к отправке на металлолом.

Полег немыслим?

Когда-то, в те времена, когда город наш еще не пытался натянуть на себя звание авиационной столицы, в нем жили люди, больше тратившие время на дела, чем на слова. Строили авиакомплекс, способный запускать в небо самые большие в мире самолеты. Закладывали взлетную полосу, приземляться на которую могут даже космические челноки. И возводили для себя красивый новый город. Тогда же, вместе с первыми ульяновскими лайнерами, поднимавшимися в небо, не на взлетной полосе – прямо на только отстроенных улицах – как напоминание каждому о полете в городе «приземлялись» самолеты.

На годы остановившиеся среди домов железные птицы стали для горожан особыми знаками причастности к небу. К ним приходили с цветами молодожены. Мальчишки забирались на крылья и с любопытством заглядывали в иллюминаторы. Пытались рассмотреть не только то, что внутри, но и увидеть мечту – небо и свои шаги в нем в качестве авиастроителей, пилотов или покорителей космоса.

Эта редкая возможность прикоснуться к небу буквально в собственном дворе или на соседней улице сохранялась и в 1990-е. Но затем из-за пожара был утилизирован «ТУ-134», стоявший в скверике на бульваре Фестивальном. Кто сейчас скажет, хулиганы ли были виноваты в поджоге или просто понадобился повод, чтобы отправить на металлолом ценный авиационный алюминий?

А теперь, когда слов стало гораздо больше дела и в многословных речах город осмелились называть авиационной столицей, на металлолом должен быть отправлен последний стоящий в районе авиастроителей в свободном доступе у авиационного колледжа «ИЛ-62». На несколько лет затянулось его пике. Но, несмотря на все слова, ни одного реального шага для спасения небесного посланника предпринято не было.

Ради чего защищали?

Новогородский «ИЛ-62» в ближайшее время будет отправлен в утиль. Это стало ясно на прошлой неделе, когда из-за нанесенного снега обломилось крыло лайнера. Руководитель авиационного колледжа Николай Обшаров объясняет, что другого пути у самолета просто нет.

Еще в 2000 году, напоминает он, управление ГО и ЧС требовало утилизации самолета. Сформулированная в документах причина – «в связи с пожароопасностью и террористической уязвимостью». Но новость об отправке лайнера в утиль распространилась по городу, и на его защиту вышли люди. С пикетами лайнер-памятник удалось отстоять.

Через пару лет ситуация повторилась. Зимой произошел разрыв водопровода, ведущего к колледжу. Труба была проложена под стойкой самолета. «Водоканал» на вопросы о ремонте ответил просто: убирайте самолет, иначе работы невозможны. Колледж перевели на другую схему водоснабжения, а варианты того, что же делать с самолетом, начали рассматривать заново. В итоге районная администрация дала согласие на утилизацию лайнера – во избежание аварийной ситуации на сетях водоснабжения.

Утилизация была начата, но на новость о том, что у самолета отрезают хвост, снова пришли люди. Встали пикетом и защитили самолет, пусть уже и бесхвостый. Но знали бы эти защитники тогда, до чего бесполезны будут их волнения и пикеты.

Молчание – знак согласия?

Не трогать «ИЛ-62» – после похищения хвоста на то была воля главы региона. Но вот о том, что же сделать с искалеченным лайнером, распоряжения не было.

Вмешаться в его судьбу попытались энтузиасты. Федерация авиационного спорта области, рассказывает ее руководитель Владимир Дворянинов, предложила взять лайнер к себе на баланс и заняться его восстановлением. Думали сделать его не просто огромной машиной, стоящей на улице, но и открыть салон, оборудовать в нем небольшую экспозицию -оживить самолет для всех ульяновцев. Реально было даже восстановление отрезанного хвоста. На заседаниях районной администрации идея была поддержана.

Но, вспоминает Дворянинов, если сначала они получали справки о том, что самолет ни в каких реестрах имущества – федерального, областного или муниципального – не значится, то как только появилась угроза передачи его новым хозяевам, старые нашлись сразу. Выяснилось, что самолет числится федеральным имуществом. И готовым взяться за его восстановление авиаторам было вынесено вполне рыночное предложение – арендуйте самолет как какую-нибудь торговую площадь. «Как будто мы на нем собирались озолотиться», -вздыхает руководитель федерации авиационного спорта. Так попытка спасти самолет закончилась ничем.

Сейчас, говорит Владимир Дворянинов, лайнеру вряд ли можно чем-то помочь. В этом исходе для «ИЛ-62» он винит руководство колледжа. Но Николай Обшаров приводит свои аргументы: никаких средств на содержание лайнера колледжу не выделялось, лопнувшая труба, проходящая под его стойкой, так до сих пор и отключена, что является нарушением всех норм в работе учебного заведения. Сейчас, после обрушения крыла, возникла опасность того, что самолет потеряет равновесие и завалится на бок.

А говорящие об авиационной столице власти в этом конкретном случае продолжают хранить молчание. По словам Обшарова, еще в сентябре в районную администрацию было направлено письмо с просьбой рассмотреть ситуацию. Официального ответа в колледже так и не получили.

Не было ответа и в начале 2000-х, когда руководство колледжа предлагало переместить еще целый самолет на перекресток проспектов Ульяновского и Созидателей, чтобы памятник был виден всем проезжающим. Не было ответов, когда уже при нынешнем губернаторе мы и другие журналисты рассказывали о бедственном положении, в котором оказался не просто самолет – памятник.

Поэтому теперь колледж намерен обратиться к собственному начальству – в Министерство образования страны и Росимущество. Чтобы получить разрешение на утилизацию самолета. И в ближайшее время, как только будут оформлены документы, сойдет снег и появится техническая возможность, ее выполнить. Крылья с плеч – авиационной столице легче?

Лидия ПЕХТЕРЕВА