Среди множества дел, рассмотренных в минувшем году Ульяновским областным судом, единственным громким оказалось уголовное дело об ангиографе, по которому был осужден бывший региональный министр здравоохранения Федор Прокин.

Остальные уголовные и гражданские дела особого интереса у общественности не вызвали. Да и вообще появилась тенденция к снижению числа уголовных дел, которые были рассмотрены и по которым было вынесено решение, – до 22-х в прошедшем году, тогда как раньше таковых набиралось до 80-ти. Практически не было заведено уголовных дел и по особо тяжким преступлениям, аналогичная картина и в районных судах. С чем это связано, председателю Ульяновского областного суда Нине Лысяковой, которая в четверг провела по итогам работы за 2010 год пресс-конференцию, не известно. Как любой другой гражданин, области, она может только предполагать. Но факт остается фактом, как, впрочем, и то, что число гражданских дел возросло. Наибольшее их количество, когда граждане обращались в суд за защитой своих прав, связано с жилищными и пенсионными проблемами, трудовыми спорами, жалобами на неправомерные действия должностных лиц. В общей сложности районные суды удовлетворили 72 процента исков ульяновцев.

Если в Самаре до сих пор рассматриваются дела, связанные с перепланировкой квартир, переносом несущих стен, то у нас этот бум прошел. А теперь все больше категорий дел, связанных с финансовыми задолженностями населения банкам, со страховыми случаями при дорожно-транспортных происшествиях, со взятками в педагогических и медицинских коллективах.

Журналисты поинтересовались, много ли в судах рассматривается исков, когда граждане пытаются доказать неправомерность действий управляющих компаний. Выяснилось, что таких исков нет. А вот со стороны управляющих компаний, наоборот, есть, причем это не единичные случаи. Они требуют взыскать с жильцов задолженности по квартплате. Сами же жильцы почему-то предпочитают с судами и управляющими компаниями не связываться.

Встречаются в области граждане, которые идут на существенные затраты, подавая иски и жалобы в Европейский суд. И выигрывают. Нина Лысякова припомнила одно дело, когда военный пенсионер отстаивал прибавку к пенсии, которой его лишили сначала властные структуры, а затем и районный суд, вынесший решение не в пользу пенсионера. А Европейский суд за него вступился и отстоял права военного в отставке. За последние три года, по словам председателя Ульяновского областного суда, к ним из Европейского суда поступало где-то семь запросов – в основном по уголовным делам, когда истцы жаловались на незаконную меру пресечения, плохие условия содержания в тюремных камерах и изоляторах.

Особое внимание журналистов было обращено на кадровую проблему в том же областном суде. Опытные специалисты – мужчины с практическим опытом работы из вузов, прокуратуры – в суды идти работать не хотят. Больше 60 процентов судей – это женщины. Свою карьеру они начинают молодыми девчонками. Пока получают высшее юридическое образование, работают секретарями, затем становятся помощниками судей, судьями. Их, конечно, учат, но опыта, особенно практического, все же не хватает. Не хватает также мудрости и предусмотрительности. Поэтому, по словам Нины Лысяковой, возникают проблемы с избранием соответствующей меры пресечения. Судебных ошибок здесь много. Еще одна головная боль – условно-досрочное освобождение осужденного. Суд на основании ходатайств, в том числе от руководства колонии, просьбу о досрочном освобождении удовлетворяет. Человек из тюрьмы выходит и, как правило, остается совершенно ненужным обществу, без жилья И работы. В результате совершает новое преступление. «Милиция недовольна, предлагает досрочно осужденных из тюрьмы не выпускать, – рассказала Нина Лысякова, – а мы, в свою очередь, предложили, чтобы этот вопрос решали сами начальники колонии».

На пресс-конференции была также затронута тема «самоочистки судов», к которой призывает руководство страны. В свете этих призывов в прошлом году четверо судей областного суда получили предупреждение квалификационной комиссии за незнание законов и халатное отношение к своим обязанностям. Кто-то ошибся в мере пресечения и незаконно ее продлил, кто-то «под копирку» двум разным людям вынес одинаковый приговор, кто-то вообще забыл о судейской этике и возглавил частную структуру. Второго предупреждения, как заверили журналистов, этим судьям не видать. В случае повторного нарушения законодательства их уволят.

Наталья ЖИДКИХ