Из всех туристов, отдыхавших в январе-феврале в Египте, только русские остаются там фактически до последнего, несмотря на танки на улицах курортных городов, несмотря на стрельбу, мародеров и все то, что сопровождает египетскую революцию.

Что это с нашими людьми?

Западные государства начали эвакуацию своих граждан в первые же дни волнений в Каире, Александрии, Суэце. Об этом попросили правительства сами отдыхающие из Европы, США. И Китая, кстати. По поводу россиян же телеканалы изо дня в день сообщали, что желающих покинуть Египет нет. В какой-то день оттуда в Россию вылетели всего три туриста (из более чем сорока тысяч отдыхавших). Обстановку наши туристы оценивают, дескать, как спокойную, угрозы нет.

Кто-то склонен квалифицировать это благодушие россиян как их незаурядную храбрость. Ничего не боятся в отличие от мягкотелых европейцев. Храбрый народ, гвозди бы только из него делать! Но поведение туристов из России говорит, вероятно, не о их храбрости, а, скорее, об отчаянии. Они не уезжают из Египта, потому что не хотят в Россию. Не хотят домой. Бьюсь об заклад, что если бы им предложили лететь не на родину, а куда-нибудь подальше от нее, в глубь Африки, например, они с радостью бы согласились. Лишь бы не в Россию.

В отличие от тех же европейцев, которым дома хорошо, наши не находят свой дом лучшим местом. Да, они смогли здесь заработать, в том числе и на Египет, но вообще жить в России им не нравится. Иначе не рвались бы, едва появятся в кармане деньги, вон из страны. Хоть на две недели, а если денег много – на месяцы или навсегда. И нынешнее поведение наших туристов в Египте это симптом глубокого неблагополучия России.

Не знаю, что конкретно не устраивает на родине застрявших на Красном море (где к тому же появляются иногда и акулы-людоеды) россиян. Может, та гнетущая атмосфера, что установилась с некоторых пор в нашей стране. Застой, сковавший в первую очередь сферу политики. Им не дышится здесь легко.

Отсутствие свобод – не последний аргумент, объясняющий эту нашу «храбрость».

Когда-то мы публиковали данные соцопросов, по которым двое из каждых трех россиян, если бы была возможность, уехали жить в другие государства. Сейчас этот показатель, вероятно, выше. Но видит ли ситуацию власть? Или и не хочет видеть? А может, рада, что уезжают. Проблем меньше. Нефти с газом еще много, на ее роскошную жизнь хватит с лихвой. И уезжают ведь активные люди, с которыми хлопот не оберешься. Остаются же тихие, которым можно еще долго морочить головы. Может, в этом все дело-то?

Юрий Кашинский