Жалобы льготников на замену льгот ежемесячной денежной компенсацией начались одновременно с монетизацией, то есть год назад. Вот, например, что пишут мне в интернете:

«У нас семья из 4-х человек, двое из них инвалиды. До монетизации льготы по квартплате составляли примерно по 500 рублей на каждого инвалида. Сейчас почтальон приносит от 120 до 200 рублей на каждого. За что эта компенсация? За электроэнергию? За воду?.. Такое ощущение, что что-то не учитывают. Как-то пытался найти того, кто так хитро считает – не получилось. В бухгалтерии расчетного центра сказали, что льготы рассчитывает соцзащита. В соцзащите сказали, что им дает готовые данные расчетный центр…»

Почти четверть миллиона льготников области вот уже в течение года задают эти вопросы. «Монетизация», о которой идет речь – это переход Ульяновской области с 1 января 2010 года на денежную форму предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть граждане производят оплату ЖКУ в полном объеме, а органы социальной защиты населения производят выплату компенсации льготникам через почту или банк. С переходом на «монетизацию» появился и до сих пор не снят ряд проблем.

С одной стороны, понятно, что каждая конкретная ситуация заслуживает отдельного изучения и своих способов решения. С другой стороны, обнаружились типовые, одинаковые для многих льготников проблемы.

Выплаты в 2010 году по сравнению с 2009-м стали существенно меньше (в некоторых случаях вдвое, и я в этом убедился, проанализировав данные квитанций). Непонятно за какие коммунальные услуги предоставляются льготы. Задержка в выплате компенсаций…

Ответить льготнику на все их вопросы не берется никто. Правда, обещал департамент социальной защиты еще в апреле 2010 года, что «в скором времени» граждане получат «детализированную распечатку» по ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), и что, мол, все станет «прозрачно», из распечатки люди поймут – за какую услугу и сколько компенсируется. Да видно, и правду, обещанного три года ждут…

О чем молчит квитанция

В общем, никаких распечаток по компенсациям по сей день не появилось. Но содержание квитанций по оплате ЖКУ изменилось. Если в 2009 (и до этого года) в колонке «льготы» были указаны конкретные суммы, то в «монетизированных» квитанциях в этой колонке сплошь – нули. А под таблицей напечатано: «сумма компенсаций, рассчитанная по начислениям ноября и подлежащая к выплате в январе, составляет столько-то рублей». В общем, как можете, так и считайте, догадывайтесь.

А старые квитанции рассказывают о многом. Например, Надежда Ивановна, инвалид 2-й группы из нового города, в 2004 году имела льготы по оплате не только коммунальных услуг – воды, отопления, электроэнергии и канализации. Была у нее льгота и на содержание и ремонт жилья, вывоз ТБО и даже лифт.

В 2005 году льгота на содержание жилья и лифт у нее исчезла. Льгота на отопление, несмотря на то, что помимо Надежды Ивановны в квартире прописаны еще двое, составляла 50% от начисленной суммы. С января 2010 года эта льгота уменьшилась втрое. В общем, несмотря на традиционное повышение тарифов, сумма компенсации Надежде Ивановне в 2010 года стала вдвое меньше компенсации 2009 года. И если раньше Надежда Ивановна вносила в кассу сумму за минусом льгот, то теперь оплачивает 100%, а через месяц ей возвращают компенсацию. Зачем? Кому выгодно гонять деньги туда-сюда? Надежда Ивановна, и не только она, не понимает…

Такова ваша «доля»…

Никак не могут понять льготники, почему именно с января 2010 года при расчете льготы на отопление, например, стали учитывать «долю льготника» (если в квартире прописано больше одного человека). На каком основании всю жизнь компенсировали 50%, а потом вдруг начали высчитывать долю? Ведь в федеральном законе написано: «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг…» Ни о какой доле речи нет.

Больше того, знаменитый федеральный закон N122, «О монетизации…» говорит, что «при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен…»

Что делать?

Непрозрачность «монетизации», резкое уменьшение суммы льгот в буквальном смысле мучают десятки тысяч человек в области.

Красиво, конечно, недавно сказал Путин во время с общения с народом: «В случае монетизации человек как бы должен больше бы и получить, но если уже это делают, то сначала надо заплатить деньги, на счет гражданину перевести, а потом он должен иметь возможность и право проплатить коммунальные услуги, а не наоборот: сначала заставляют человека проплатить, а потом ему что-то доплачивают, да еще и неполным рублем. Вот такая практика абсолютно недопустима». Однако сколько не говори «халва», а во рту слаще не станет: ровным счетом ничего в судьбе «монетизированных» не изменилось. Разве что в феврале они заплатили за январь в очередной раз по повышенным тарифам…

Таким образом, льготники стали потерпевшими дважды. Сначала – от роста тарифов, потом – от усекновения льгот благодаря «монетизации».

Почему так произошло? Почему нет обещанной расшифровки сумм льгот? Разве трудно посеять спокойствие в душах льготников, распечатав на клочке бумаги название услуги, процент льготы и ее сумму в рублях? Кто из чиновников не может решить такую «трудную» задачу?

Неужели – опять судиться? Такой выход, конечно, есть. Но выход этот вряд ли реальный. Физическое состояние и возраст подавляющего количества льготников – сами знаете, какое. Ввязаться в судебные тяжбы могут единицы…

В общем, условия задачки сформулированы. Начинаем решение. Главное – получить ответы на все вопросы. Может, окажется – не так страшен черт, как его малюют…

Если у кого-то есть что добавить к изложенному, милости прошу, звоните.

Если же есть успешный опыт, поделитесь, пожалуйста. Расскажем всем остальным.

Геннадий Антонцев