Согласно данным УГИБДД по Ульяновской области, в 2010 году на территории региона произошло 1320 дорожно-транспортных происшествий, что на 12 процентов больше, чем годом ранее. Погибло 237 человек (в 2009 году – 212), в том числе детей – семь и пять человек соответственно. Ранения различной степени тяжести получили 1554 человека. Примерно треть пострадавших приходится на самую незащищенную категорию участников движения – пешеходов. Многие из них после аварий вынуждены долго лечиться, некоторые в итоге становятся инвалидами. По словам юристов и правозащитников, практически каждый из них сталкивается с серьезными проблемами при попытках взыскать с виновника ДТП компенсацию.
Татьяна Князевская в марте прошлого года вместе со съемочной группой местного телеканала отправилась делать репортаж. На новом мосту через Волгу ехавший на большой скорости водитель не справился с управлением и столкнулся с другим автомобилем. Женщина очнулась на полу автомобиля от сильной боли. Далее – больница, несколько операций, многочисленные дорогостоящие исследования.
Вскоре Татьяну признали инвалидом второй группы, однако специалисты медико-социальной экспертизы указали в своем заключении, что инвалидность наступила не в результате ДТП, а по общему заболеванию. Пострадавшая обратилась в суд с целью взыскать с телеканала компенсацию материального и морального вреда, но юристы, кивая на «розовую справку», говорят, что шансов немного.
– Причина инвалидности устанавливается в соответствии с Постановлением правительства РФ №17. В справке может быть указано «военная травма» или «инвалид с детства», в случае ДТП и всего остального указывается «общее заболевание», – комментирует специалист ФГУЗ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Нина Долгополова. – Причину инвалидности нужно отделять от понятия «диагноз». В случае судебного разбирательства возможно проведение повторной экспертизы, по результатам которой суд может делать вывод, привела ли авария к утрате здоровья.
Наезд на пешехода является одним из самых массовых видов аварий, причем чаще всего имеет тяжелые последствия. В большинстве таких происшествий виновным становится водитель как владелец автомобиля – источника повышенной опасности.
Большинство пострадавших на дороге пешеходов даже не знают, что Закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО) предусматривает выплату за причиненный вред здоровью (предельная сумма – 160 тысяч рублей) – в страховые компании обращаются менее одного процента покалеченных. По мнению адвоката Дмитрия Елфимова, так происходит потому, что часто вину водителя просто не удается доказать. Зачастую лихачам и вовсе удается избежать наказания, откупившись от пострадавших энной суммой денег.
Ольга Гордеева три года назадимела несчастье перейти дорогу по «зебре» в тот момент, когда по ней на автомобиле мчался предприниматель.
Удар, потеря сознания, больница… Женщина до сих пор прикована к постели.
То, что доказать вину лихача будет непросто, стало ясно с самого начала. По словам Дмитрия Елфимова, правоохранительные органы отказывали в возбуждении уголовного дела… 23 раза, а сами следователи менялись как перчатки. Единственная свидетельница той аварии странным образом умерла спустя два месяца, за все это время ее ни разу не допросили. Многолетняя тяжба закончилась неожиданно. Засвияжский районный суд утвердил мировое соглашение, согласно которому виновник передал пострадавшей стороне 50 тысяч рублей в качестве компенсации материального ущерба. Уголовное дело было тут же закрыто. В итоге водителю удалось избежать даже административной ответственности.
Вадим Пилюков