«Свет души. Художник и Библия в XX-XXI веках» -новая выставка открылась в Музее современного изобразительного искусства. На протяжении длительного времени из мастерских ульяновских художников в музей «съезжались» картины, скульптуры эмали, и предстоящий масштаб работы сотрудников музея поражал. Итог превзошел все ожидания как организаторов выставки, так и ее участников. В одном месте оказались философские полотна Аркадия Егуткина и декоративная живопись Рубена Сафронова, реалистические работы Аркадия Пластова и авангардные Рамиля Идрисова. Совершенно новым, незнакомым предстал на выставке Валентин Бобыльков, до сих пор известный своими лирическими полотнами. Диалог образовался между работами Анатолия Дягилева и Евгения Шибанова, между наиболее каноничными резными «иконами» Евгения Усерднова и лиричными, условными деревянными скульптурами Дмитрия Потапова и Виктора Егорова. Как пояснила заведующая музеем Елена Сергеева, мощный всплеск интереса к христианской теме возник в 1990-е годы:
– Это связано с поисками нового мира, страны, с попытками разобраться с современной историей посредством общения с великими духовными ценностями. И в этой теме в XX веке многое еще не открыто.
Как уже привыкла публика, заданная тема на выставках Музея современного искусства рассматривается во временной и стилистической перспективе. Так и на этот раз, не ограничились только современниками.
В 1930-1950-е годы единственной возможностью обращаться к христианской теме было создание пейзажей с русскими церквями. Этим воспользовались Дмитрий Архангельский, Азарий Тралицын, Иван Лежнин, Петр Панин. Органично вписались в экспозицию гравюры Сергея Романовича, написанные в 1922 году. Вопреки негласному запрету в 1950-е годы писала на библейские сюжеты художница Свешникова, чьи четыре экспрессивные работы переданы в музей Министерством культуры РФ. К сожалению, об авторе ничего не известно.
Что удивительно, на выставке почти ничто не напоминает русскую иконопись, зато немало параллелей с другими явлениями изобразительного искусства – живописью Босха, Боттичелли, русскими передвижниками, авангардом, абстракцией. Председатель Ульяновского Союза художников России, заслуженный художник Аркадий Егуткин объяснил причину, по которой художники XX и XXI веков отступили от канонов православной живописи при обращении к библейским сюжетам: «Авторы делают это в силу своей веры в то, что они творят, и потому, опираясь на свое мировоззрение, используют свой стиль, свою технику. Думаю, церковнослужители должны понять и принять этот факт».
Анна МИХАЙЛОВА