Выставка двух очень разных молодых художников открылась в Детском музейном центре заповедника «Родина Ленина» (улица Льва Толстого, 49). Один – экспрессивный, веселый, открытый Александр Нагорный. Второй – сдержанный, погруженный в себя Юлий Владимиров. Оба учатся в областной детской художественной школе, дружат.

Второй Жванецкий и поклонник Пикассо

Уже в 2009 году Саша Нагорный стал победителем областного конкурса по композиции, хотя серьезно заниматься основами этой науки ему только предстоит: Мальчик сам попросил учителя, директора школы Анатолия Зудилова, организовать его персональную выставку. Мама юного художника рассказала, что рисовать Саша начал лет с двух – тогда он ходил вдоль стен и без конца разрисовывал обои машинками. Никто его за это не ругал, мальчика, напротив, всячески поощряли. «Дома всегда валяется что-то рваное, испачканное красками или химикатами, Саша постоянно рисует или проводит опыты, а если ему это запретить, то у него мозг взорвется, наверное», – смеется мама художника. Саша рисует, пишет стихи, ходит в театральную студию -его энергии хватает на все. На сцене особенно удаются импровизации, за которые его уже прозвали вторым Жванецким. Он очень любит читать, особенно фэнтези. Наверное, благодаря книгам в его сознании и появляются необычные сюжеты, которые он выражает посредством ярких радостных красок.

Выполнять задания в академическом направлении Саше не очень-то нравится, но Зудилов разрешает своим ученикам следовать за своей фантазией. Это он предложил так понравившийся Саше жанр батика. Кроме того, Саша шьет необычных зверушек, лепит тотемы из глины, соединяя ее с ненужными деталями (например, частями сломанных игрушек), делает аппликации из листьев или крупы.

– У Саши взгляд современного художника и необузданная фантазия, – говорит учитель. – Он работает в декоративном направлении и создает свои ассоциативные композиции на основе современных художников. Например, он хорошо знает творчество Пикассо, и даже посвятил ему свою работу.

Нашел клад на пленэре

Юлий Владимиров – тоже ученик Зудилова, но его талант раскрывается в академическом направлении. Его мама Александра Юльевна работает в УлГУ, но по призванию она экскурсовод, и очень хорошо знает Ульяновск и его окрестности. Благодаря ей архитектуру и историю своего родного города сын знает лучше многих взрослых. Он серьезно увлекается краеведением, читает книги из маминой библиотеки и бесконечно рисует Ульяновск. Любимый художник Юлия – Дмитрий Архангельский. Изучив его акварели, он нашел ряд нарисованных Архангельским и сохранившихся с начала XX века зданий.

– Они не так красивы, как охраняемые памятники архитектуры, они заброшены и разрушены. Но я думаю о том, что они были построены еще в XIX веке! – объясняет Юлий. – В одном из домов я нашел так называемый клад с аптекарскими бутылочками и несколькими тысячами рублей 1920-х годов, отдал все в Дом-музей Ленина. Мне нравится рисовать чугунно-литейный завод Андреевых, на котором были изготовлены все чугунные решетки и лестницы города. Бывает, прохожие спрашивают, зачем я рисую эти развалины, и я объясняю, что было на том месте.

Юлий бережет свои рисунки с изображением симбирских церквей и соборов, которые нарисовал лет в пять. С тех пор у него было уже несколько персональных выставок, он – стипендиат премии имени А.А. Пластова. О зданиях, изображенных на своих акварелях, он может говорить бесконечно. И, между прочим, ветхие дома, остатки срубов, «полуживые» ограды в его работах выглядят совсем не такими унылыми, какими они видятся случайному прохожему.

Анна Школьная