Такого бешеного темпа роста цен, который мы наблюдаем в последние полгода, россияне не помнят со времён дефолта 1998 года. В ульяновских магазинах ценники практически на все товары меняются чуть ли не каждую неделю. В причинах тотального подорожания всего и вся пытались разобраться корреспонденты «Молодёжки».

Привычное стало деликатесом

За каких-то полгода многие продукты питания, в том числе первой необходимости, на рынках и в магазинах по всей области подорожали не на пару-тройку процентов, как это бывает при сезонном повышении цен и при инфляции, а в несколько раз! Так, если прошлым летом килограмм картошки на рынках Ульяновска можно было купить за 9-10 рублей, то сейчас меньше чем за 35 рублей её не купишь. «Второй хлеб» подорожал в три раза! Но лидером среди самых быстрорастущих в цене продуктов является гречка. Ещё в прошлом году 900-граммовый пакет стоил около 20 рублей, сейчас

– почти 100 рублей за тот же самый пакет. С 30 рублей до 70 подорожало подсолнечное масло, со 110 рублей до 250 – килограмм говядины. В феврале снова подорожал хлеб: в начале месяца буханка серого стоила 14 рублей,сейчас

– 16 рублей 40 копеек. На 40-50% подорожали фрукты и зелень.

– В начале февраля я купила в магазине пшено по цене 37 рублей за килограмм, – вздыхает пенсионерка Галина Колесникова, – а вчера зашла в тот же магазин -оно уже 46 рублей стоит! Пенсии совершенно не хватает, долгожданную прибавку в начале года целиком «съели» выросшие цены. Я раньше часто баловала внуков сладостями, а сейчас их покупать просто не на что…

Душат налоги

Так в чём же причина столь бурного роста цен? Власти сетуют на беспрецедентную засуху лета 2010 года, когда жара погубила большую часть урожая. Мол, именно из-за этого цены зашкаливают. Но как они объяснят то, что значительно подорожали товары, которые с засухой явно не связаны? Дорожают мебель, одежда, бензин и прочее…

А причина, очевидно, в том, что с января 2011 года в России на 8% – с 26% до 34% (или с 14% до 26% -для предприятий со льготной системой налогообложения) – повысились ставки страховых взносов, которые работодатель платит государству с официальной зарплаты своих сотрудников, что ударило, в первую очередь, по малому и среднему бизнесу. То есть, сам сотрудник платит со своей зарплаты подоходный налог, как и раньше, 13%, а работодатель с этой же зарплаты платит уже 34%. Казалось бы, ну что такое 8%? Однако в год эта цифра выливается в сотни тысяч рублей, которые, как известно, лишними не бывают. Во многих организациях и предприятиях, едва оклемавшихся после злополучного финансового кризиса, речь идёт уже не о том, чтобы развиваться, а о том, чтобы просто выжить и сохранить рабочие места. Вот и ищут предприниматели пути-выходы снижения налогового бремени. Кто-то уводит свой бизнес в тень, возвращаясь к очень распространённой в 90-е годы так называемой двойной бухгалтерии (на которой, кстати, многие погорели): по официальной ведомости проводят своим работникам уменьшенную зарплату и с неё платят налог, а остальную часть зарплаты, не подверженную налогообложению, выдают в конвертах. В зарплате-то люди не потеряют, а вот на пенсионный счёт будет откладываться значительно меньше. Да и руководителям, в принципе, не резон подписываться под уголовную статью за уклонение от налогов. Поэтому многие выбирают другой выход: повышают цены, урезают зарплаты и сокращают сотрудников. Что мы сейчас и наблюдаем по всей области, да и по стране в целом,ведь повышение налогов затронуло абсолютно все сферы бизнеса, будь то сапожная мастерская, частная аптека или фирма по производству мебели.

– В прошлом году покупала лекарство для печени за 54 рубля, – жалуется пенсионерка Людмила Тибушкина. – Сейчас зашла в аптеку, а оно уже 200 рублей стоит! Пришлось покупать более дешёвые таблетки, а скоро, наверное, придётся и вовсе отказаться от некоторых лекарств…

Обуздайте цены!

Не совсем понятна политика государства, которое всячески призывает к развитию и стимулированию малого и среднего бизнеса и в то же время, стремясь пополнить госбюджет, душит его налогами. Из-за повышения налогов пострадали абсолютно все – и предприниматели, вынужденные затягивать пояса и повышать цены, и потребители, для которых многие продукты и товары стали просто недоступны.

К тому же цены повышаются совершенно бесконтрольно. Многие предприниматели завышают цены необоснованно, пытаясь подзаработать на всеобщем ажиотаже. Например, торговцы на одном из засвияжских рынков признались нашим корреспондентам, что они, в принципе, могли бы продавать свою продукцию, те же овощи, значительно дешевле, но «раз уж все повысили цены, то почему бы и нам не подзаработать?».

Между тем, в соседнем Татарстане антимонопольная служба республики уличила в ценовом сговоре аж 10 крупных торговых сетей, которые необоснованно завысили цены на гречку, яйца и другие продукты. По решению УФАС магазины должны снизить цены до экономически обоснованных, а недобросовестным предпринимателям грозят крупные штрафы. А в Самаре 19 февраля прошёл митинг против повышения цен, на котором, несмотря на мороз, собралось более ста человек.

В нашей области такой активной борьбы со скачущими ценами мы, увы, не видим. Хотя сказать, что мер не принимается никаких, тоже нельзя. В Ульяновске проводятся традиционные сельскохозяйственные ярмарки, на которых продукты продаются по сниженным ценам. В области сформирована комиссия по общественному контролю роста розничных цен на продукты питания.

И всё же прогнозы неутешительны. Сами производители сельхозпродукции не исключают, что цены будут расти и дальше – до того момента, пока на рынок не поступит новый урожай. Поэтому многие жители области запасаются овощами впрок даже по таким высоким ценам – люди опасаются, что они станут ещё выше, и продукты будут им просто не по карману.

Похоже, пришло время, когда властям пора обуздать безудержный рост цен, не дожидаясь того момента, когда всеобщее отчаяние спровоцирует народные волнения…