Всю информацию о начислениях ульяновцы получат с доставкой на дом.

С момента монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг прошел год. На сегодняшний день ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ вместо «натуральной льготы-скидки» получают около 250 тысяч жителей Ульяновской области. По-прежнему у льготников возникает много вопросов о размере и порядке начислений. Разъяснить некоторые ключевые моменты новой системы предоставления льгот мы попросили начальника информационно-выплатного управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Александра Адонина.

– Александр Алексеевич, при получении ежемесячной денежной компенсации у людей возникает множество вопросов, недовольство и сомнения по поводу правильности их начисления. Чем, по-вашему, это вызвано?

– В соответствие с утвержденным порядком компенсации, подлежащие к выплате в следующем месяце, рассчитываются в текущем месяце на основании данных о начислениях в предыдущем месяце. Например, в марте будет выплачиваться компенсация, которая рассчитывается в феврале, на основании данных о начислениях за услуги ЖКК, потребленные в январе. В связи с этим у людей возникает представление о том, что выплату компенсации задерживают на два месяца.

На самом деле это не так. Ведь первая компенсация была выплачена в феврале 2010 года, именно в тот месяц, когда они первый раз после отмены так называемых «натуральных льгот-скидок» оплатили начисления в полном размере. Принимая во внимание то, что с нового года произошел очередной рост тарифов, в соответствии с порядком в феврале 2010 года каждому получателю дополнительно к рассчитанной компенсации была выплачена так называемая упреждающая компенсация в размере 320 рублей. Кроме .того, размер компенсации, выплаченной в феврале, впоследствии был перерассчитан в соответствии с фактическими начислениями за январь.

– Почему принят именно такой порядок, и нельзя ли компенсацию выплачивать месяц в месяц или, по крайней мере, в следующем месяце?

– Перед монетизацией специалистами был проведен глубокий анализ системы начислений, сбора и учета платежей в жилищно-коммунальном комплексе, а также изучен опыт других регионов. Областной закон о монетизации льгот по оплате ЖКУ предусматривал расчет и выплату компенсации по принципу «до копейки». То есть компенсация должна была исчисляться исходя не из расчетных величин, например, из региональных стандартов оплаты ЖКУ, как в некоторых других регионах (в этом случае размер компенсации в течение года был бы постоянным, являлся бы экономически обоснованным). В нашей области компенсацию было решено исчислять, исходя из фактически начисляемых каждый месяц и непостоянных по размеру платежей. При этом потребовался ежемесячный сбор данных о начислениях почти от 600 предприятий ЖКК на 250 тысяч получателей.

Предприятия ЖКК производят начисления за истекший месяц (например, январь) на услуги, потребляемые по нормативам только на 1-е число текущего месяца (февраль). Кроме того, до 10-го числа текущего месяца (февраля) они по закону обязаны принять платежи от населения с учетом показаний приборов учета. Только 11-го числа текущего месяца (февраля) предприятия могут сформировать и передать все начисления за истекший месяц (январь). Затем не менее 10-ти дней требуется для обновления и сбора всех данных о получателях, начислениях и для расчета размера компенсаций. Остаток текущего месяца (февраля) уходит на формирование списков на почту и в банки для зачисления/доставки сумм компенсаций получателям, на передачу сформированных списков на почту, на расчет потребности в денежных средствах, на их перечисление. Таким образом, только к 1-му числу следующего месяца (марта) может осуществляться фактическая выплата компенсаций получателям.

В отдельных регионах этот двухмесячный цикл сократили за счет выплаты так называемых «авансовых» компенсаций с последующим перерасчетом, но это не снижает количества вопросов и недовольство у получателей.

– Зачем для расчета компенсации была привлечена расчетная организация?

– Процесс сбора информации от 600 организаций ЖКК и расчет компенсаций для 250 тысяч получателей очень сложен и трудоемок. Мы воспользовались опытом других регионов и наняли на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством расчетную организацию, чтобы не раздувать аппарат чиновников и сэкономить бюджетные деньги.

– Почему многим получателям компенсации предоставляются не в полном размере?

– Из начисленных компенсаций в соответствии с тем же порядком в течение нескольких месяцев незначительными долями (до 30% от суммы начисленной компенсации) удерживается «упреждающая компенсация» в размере 320 рублей, которая была дополнительно начислена в феврале 2010 года. Такова действующая финансовая дисциплина и позиция контролирующих органов: необоснованные переплаты из бюджетных средств не допустимы.

– Каковы основные причины неправильного начисления компенсации?

– Ежемесячно у отдельных организаций ЖКК, участвующих в процессе передачи информации для начисления компенсации происходят различного рода организационно-технические сбои, приводящие к неверному расчету размера компенсации. Это объективная реальность, существующая система ЖКК пока далека от совершенства. Возникшие сбои приходится в последующие периоды устранять за счет доначислений к компенсации за прошлое время.

– Какие еще причины могут приводить к неверным расчетам компенсации ?

– В ряде случаев неверного начисления, выявляемых до настоящего времени, обнаруживается несоответствие адресного пространства между участниками процесса сбора данных. Например, энергоснабжающая организация плату за потребленную электроэнергию начисляет на помещение по адресу «ул. Гончарова, 1а», а теплоснабжающая организация плату за отопление начисляет на помещение по адресу «Гончарова ул., 1/а». В таких случаях невозможно учесть все начисления при расчете компенсации, и ее размер получается неверным. К сожалению, адресное хозяйство у нас также не идеально. В каждом конкретном выявленном случае проводится детальное расследование причин, расхождения в адресном пространстве оперативно устраняются и делаются доначисления к компенсации в последующем периоде.

– Какова основная причина начисления компенсаций с нулевой суммой?

– Если получатели нерегулярно или несвоевременно (до 10-го числа каждого месяца) оплачивают начисления за потребленные услуги, то размер компенсации получается равным нулю.

– Возможно ли организовать информирование получателей через организации ЖКК, предоставляющие услуги населению?

– Часть таких организаций уже информируют получателей компенсаций, указывая начисленные суммы компенсаций в расчетных листках, выдаваемых при оплате услуг. Однако предоставляемая информация не носит, как правило, исчерпывающий характер. Размер компенсаций указывается одной суммой, если в жилом помещении проживает несколько льготников. Зачастую отсутствует расшифровка по каждой услуге. Ряд услуг, оплачиваемых льготниками не через расчетно-кассовые центры, а через почту или банк, не учитываются в указываемой сумме. Для получателей, проживающих в частном секторе, практически невозможно организовать такое информирование.

Многие организации ЖКК отказываются от информирования получателей в связи с возникающими у них при этом дополнительными накладными расходами. Как самостоятельные хозяйствующие субъекты они имеют право на принятие такого решения.

– Какова доля неверно рассчитанных компенсаций?

– Следует отметить, что и органы социальной защиты населения, и расчетная организация ежемесячно внимательно изучают результаты начисления компенсаций. По выявленным случаям неправильного начисления компенсации принимаются необходимые меры. К настоящему времени доля неверно рассчитанных или не рассчитанных вообще компенсаций колеблется всего лишь около 5%. Однако в пересчете на конкретных граждан это составляет 7-8 тысяч получателей.

– Какие меры принимаются для повышения информированности льготников о порядке начисления и размере компенсаций?

– Наиболее эффективным способом решения проблемы представляется индивидуальное информирование каждого получателя о размере начисленной компенсации с расшифровкой по каждой услуге. Для этого реализуются следующие мероприятия:

1. Проведен цикл учебных семинаров с работниками органов социальной защиты населения с целью наиболее полного информирования получателей о размере и порядке начисления компенсаций, в случае, когда они обращаются за разъяснением в органы социальной защиты населения;

2. Расчетная организация обеспечивает ежемесячное предоставление в организации ЖКК информации о начисленных компенсациях для информирования получателей, обслуживаемых этими организациями;

3. Расчетной организацией реализовано также информирование получателей ЕДК о возможности детальной проверки начисления компенсации через интернет-сайт «Центр льгот»;

4. В каждом расчетно-кассовом центре закреплены ответственные лица, обеспечивающие получателей при их обращении исчерпывающей информацией о начисленной компенсации;

5. Самое главное – выработано организационно-техническое решение, которое должно позволить на заявительной основе индивидуально информировать получателей в письменной форме через почтовые ящики на 1-е число каждого месяца о размере начисленной компенсации с расшифровкой по всем услугам. В настоящее время реализуются меры по внесению соответствующих поправок в нормативные правовые акты, изыскиваются средства, необходимые для изготовления и рассылки письменных уведомлений. В мае-июне текущего года после реализации этих мероприятий получатели Компенсаций, при желании, смогут ежемесячно получать необходимые им расшифровки начисленных компенсаций. Предполагается, что получатели смогут заявить о необходимости получения расшифровки, обратившись в органы социальной защиты населения или в расчетную организацию, а также обратившись на интернет-сайт «Центр льгот».

Беседовал Алексей КОВАЛЕВ