В Ульяновске появится очередной памятник-новодел. Увековеченным на сей раз решили сделать российского полководца, генералиссимуса Александра Суворова.

Лучше сорок раз по разу…

Оставить после себя что-то материальное – мечта любой власти. Вопрос лишь в том, пойти ли по пути созидания полезности или показухи. Здания нового архива или краеведческого музея, которые в самом деле нужны городу, – они ведь требуют по-настоящему значительных финансовых вливаний. Куда проще «распилить» средства на десятки памятников, привязанных к местности любым доступным способом – в ход может пойти даже наскоро состряпанная историческая легенда. Памятники и возводить быстрее, и конечный результат, вроде бы, окажется заметнее. Да и цифры в отчетах и докладах будут выглядеть куда значительнее. Вместо ОДНОГО архива целых «12 ПАМЯТНИКОВ, 4 СКУЛЬПТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, 59 БЮСТОВ и 29 МЕМОРИАЛЬНЫХ ДОСОК»! Именно столько предусматривает Областная целевая программа «Увековечение памяти лиц, внесших особый вклад в историю Ульяновской области» на 2011-2013 годы, действующая в Ульяновске. И таких «лиц» насчитали аж 133 человека!

Миллионы

«в полный рост»

В рамках данной программы и намечен новый памятник генералиссимусу. Непонятно только, каков тот самый «особый вклад в историю области», внесенный Александром Васильевичем. Разве что имя дал суворовским училищам. Так ведь всем…

Вот у входа в наше училище со стороны улицы Советской и заложен камень в основание будущего памятника. И скульптора-автора уже определили, и даже модель монумента губернатору представили. Между прочим, в полную величину. Предполагается, что изготовление обойдется около 3 миллионов рублей – бюджетных. Прежде как будто объявлялся «общенародный» сбор средств, но сумму вроде бы не набрали. Неудивительно: ну проезжал Суворов через Симбирск, конвоируя Пугачева, ну а дальше то что?! Неужто и в монументе Суворова увековечат на коне, а Пугачева – в клетке?!

Сувориада

Кстати, Александра Суворова и без нашего региона вниманием никогда не обделяли. В Москве и в Петербурге соответствующие воплощения полководца украшают площади его имени. В селе Кончанское, где находилась усадьба героя, в которой он отбывал ссылку, разумеется, тоже есть памятник. Конный памятник Суворову в столице Приднестровья, Тирасполе, обусловлен тем, что Александр Васильевич считается основателем этого молдавского города. Украинский Очаков? Памятник установлен в честь победы над турками. Белорусский Кобрин? Там находится дом, где жил полководец, и, между прочим, его музей. Зато в Ульяновске помнят теплоход «Александр Суворов», да и тот потерпел здесь крушение, врезавшись в наш волжский мост…

Уводим чужих героев?

Неудивительно, что ни один памятник-новодел – ни пресловутая буква «Ё», ни изваяние Богдана Хитрово, что занимает исключительно удобное место на Венце, ни Петр и Феврония (кстати, Муромские, а не симбирские!) реальными достопримечательностями города не стали. В умах и душах местных жителей не прижились, толпы паломников из других городов пока тоже рядом не замечены. А в планах (не считая Суворова) – еще очень много подобных объектов. Общий объем финансирования Программы «Увековечения памяти лиц, внесших особый вклад в историю Ульяновской области» за три года составляет почти 200 миллионов рублей – за счет бюджетных денег. Согласитесь, сумма немалая. Не расточительно ли при нашей-то бедности?! Цитирую только один пункт документа: «Основным индикатором и показателем реализации Программы является количество установленных памятников, скульптурных композиций, бюстов, мемориальных досок в муниципальных образованиях Ульяновской области…». То есть, открытым текстом – чем больше, тем лучше?!

Видимо, так в «Программе увековечения…» и возник Петр Столыпин, который управлял страной далеко от Симбирска, или министр обороны СССР, маршал Устинов, или Андрей Сахаров, трудные годы ссылки которого в Ульяновске сам академик, смею предположить, предпочел бы предать забвению. Да и однозначного подтверждения факта рождения дирижера Юрия Силантьева в селе Сурское в Интернете вы тоже не найдете. Как и точного ответа на вопрос, а бывал ли Радищев в одном из имений своего отца в Радищево… Вероятно, как в советские времена во всех городах и весях строили памятники Ленину, так и теперь каждое поселение должно обогатиться своим героем – от ветерана до местного святого. Смотрите, мол, на них – в качестве положительного примера: многим из них когда-то тоже было трудно. И не переживайте, что социальная инфраструктура сворачивается, а население убывает…

Как в сказке

Список местных героев вообще удивительный. Такое ощущение, что в результате реализации программы по ульяновским улицам можно будет пройти, только вытаращив глаза во все стороны. Тут бюст, там мемориальная доска, дальше – скульптурная группа (и это при наших нечищеных дорогах, умирающем транспорте и т.п.). Ну полная эклектика – и эпох, и самого отношения увековечиваемых к нашему краю. А туристы посмотрят и подумают – вот она, «культурная столица», нам бы такие «корни»! Только не сразу догадаются о том, что практически любой мало-мальски старый город России может понавешать мемориальных досок через дом. Потому что на самом деле их интересно рассматривать, когда персоны в народе действительно известные и памятные, когда есть реальное их УЗНАВАНИЕ. Память – она ведь годами накапливается, и возникает не по указке сверху. Утрировать собственную «древность» и быстренько взрастить историческую память на ровном месте (чтобы за три года превратить Ульяновск в этакую «тысячелетнюю Венецию», где памятники на каждом шагу), потратив сотни миллионов бюджетных денег, невозможно, как невозможно вырастить дерево быстрее, чем оно прорастет, приживется, укоренится и само даст новые побеги. Иначе бывает только в сказке, где наделенного разумом Колобка мгновенно «слепили» руками…

София МОРЖОВА