В минувшие выходные россияне выбирали талисман зимней Олимпиады «Сочи-2014». Здравый смысл не возобладал.

В отличие от московских соревнований 1980 года и их всеми любимого олимпийского Мишки, которого провожали в небо со слезами, сочинский спортивный марафон будет иметь сразу три символа: Леопард, Белый Медведь и Заяц (почти что «Лебедь, Рак и Щука» – помните, чем закончилась басня?). Ни один из них, кстати, не получил поддержку большинства голосовавших.

История Олимпиад знает не так много талисманов. Все началось в 1968 году с «зимы» в Гренобле – тогда символом соревнований стал лыжник. В 1972 году первым «летним» талисманом стала такса. Дальше – больше. Бобр, снеговик, енот, волчонок, орленок, тигренок, щенок, утконос и ехидна. Впрочем, животных дизайнерам отчего-то показалось мало, и они обратились к таким странным существам, как горный эльф, девочка-снежок и мальчик-кубик льда, снежный человек и… одноглазые инопланетяне (последние выбраны для Лондона-2012).

Россия все-таки тоже страна неоднозначная. Никак не может определиться – на Восток ей или на Запад, в консерватизм или либерализм, за президента или премьера, даже орел на гербе у нее двухголовый. Вот и теперь страна, как обычно, даже не раздвоилась, а «утроилась» во мнениях. Причем неоригинально и как-то «с потолка», без привязки к местности. Леопарды на Кавказе давно не водятся (да и когда они водились, кто помнит?), так что сия эмблема подошла бы, скорее, для какой-нибудь «банановой республики», хотя сам премьер Путин высказывал свои симпатии именно к этому зверю. Медведи в истории талисманов уже были, не только бурые (вспомните СССР), но даже и полярные – у канадцев в Калгари в 1988-м. Но если для Канады данный выбор вполне оправдан, белый медведь и субтропический Сочи – это же просто абсурд! Что же до Зайца, то он и вовсе зверь неспортивный. Бегает быстро, это да, зато в остальном – сплошное малодушие и трусость. Нечемпионский характер. Уж тогда бы матрешку выбрали – все больше смысла. Дескать, медали возьмем не умением, так числом (впрочем, как это у нас обычно). Или хотя бы в качестве олицетворения будущего демографического взрыва…

А вот дельфин на лыжах, которого также предлагали в качестве сочинского символа, в «финальную тройку» не вошел. И зря. Потому как оказался бы как нельзя более уместен. Во-первых, черноморскому городу, который знаменит своим дельфинарием, очень соответствует. Во-вторых, животное это умное и красивое. Ну а, в-третьих, «южный» дельфин на лыжах – в принципе воспринимается так же неожиданно, как и город на широте Сочи, принимающий зимние соревнования.

Но Россия давно живет вне логики. Имеет очень сомнительную реальную демократию при выборах в политике, зато как будто всерьез устраивает игрушечные, но вполне всенародные выборы олимпийских талисманов. Которые, тем не менее, демонстрируют всему миру, что выбирать мы так и не научились. Что мы снова голосуем «сердцем», а не за того, кто более всего подходит. Главное, чтобы брутально рычал громче других, а уж свой он, или не свой – словно и не важно.

Не зря представители оппозиции уже назвали «триумвират» новых олимпийских символов слепком со всего российского общества. Медведь, мол, – это чиновничество (вспомните раскрученный партийно-властный бренд), стильный леопард – всесильная олигархия, ну а заяц – это, как ни крутите, мы с вами. Широкие народные массы, которым даже на талисмане не досталось спортинвентаря…

София МОРЖОВА