Так называемый «индекс мятежности», разработанный журналистом американской газеты «Уолл стрит джорнел» Алленом Мэттичем, включил и Россию в список стран, склонных к народным волнениям. В этом списке Россия заняла 40-е место из 85.

Сообщая об этом, российские телеканалы, кстати, умолчали о факте попадания России в «список Мэттича».

Сказали о Бахрейне, Йемене, Пакистане… Свой индекс Аллен Мэттич разработал на основе трех критериев. Первый – социальная несправедливость.

Второй – склонность к бунту. Третий доля затрат на питание в расходах домохозяйств, являющаяся, как выразился Мэттич, спусковым крючком, поскольку голод, как правило, приводит к восстаниям. Базу первого критерия составили такие понятия, как коррупция и расслоение общества по уровню доходов. Второго – средний возраст в стране, уровень безработицы и уровень ВВП на душу населения. Молодые, безработные и бедные загораются быстрее, говорит журналист.

Возглавила «очередь на революцию» Кения. За ней идет Камерун (оба государства африканские). Третий Пакистан, что вызывает особую обеспокоенность в мире, поскольку нестабильный Пакистан обладает ядерным оружием. Любопытно, что вероятность народных волнений в России Аллен Мэттич оценивает выше, чем, скажем, в Бахрейне, где эпизодические демонстрации протеста начались еще в январе.

Видимо, взятые им для оценки критерии выглядят у нас более пугающе, чем в этом ближневосточном королевстве. Одна коррупция вкупе с супербогатством небольшой кучки чего стоит. Более вероятными акции протеста американский журналист считает в Саудовской Аравии (39-е место), Казахстане (31), Белоруссии (29), Венесуэле (28), Иране (27), Украине (22), Грузии (18), Узбекистане (15), Азербайджане (10)… А наименьшие шансы революционных выступлений, на взгляд Мэттича, – в Швеции.

Короче, Россия – в серединке, но вряд ли наши правящие круги это сильно успокаивает. Известно, что одной из причин народных волнений в североафриканских странах стала несменяемость руководства, что налицо уже и у нас. Двенадцатый год у власти в России фактически один человек – Владимир Путин, и тандему не может сейчас не приходить мысль о том, что будет, если Путин вновь изберется президентом, но уже на шесть лет, в результате чего его пребывание во главе России составит 18 лет. Почти как у Бен Али, свергнутого тунисского диктатора. Или если даже главой государства останется на второй срок Дмитрий Медведев, то все равно речь будет идти о Путине. И не скажет ли тогда народ: «Доколе?!».

В связи с этим революционным заревом возрастает, я считаю, вероятность сценария, при котором ни Путин, ни Медведев участвовать в президентских выборах 2012 года не будут, выдвинув кандидатом от власти другую фигуру. Того же, например, Сергея Собянина, который и на Москву-то был поставлен, возможно, с целью федеральной раскрутки. По крайней мере, она идет полным ходом – Собянин не сходит с экранов центральных телеканалов. И для Путина, и для Медведева Собянин – идеальная кандидатура. Целиком обязанный тандему своей карьерой, он гарантирует им и личную безопасность, и безопасность капиталов, если они вдруг ими обзавелись. Уйдя же с главных постов, Путин и Медведев смогут посвятить себя делу по душе. Путин, к примеру, на комфортной должности председателя Олимпийского комитета России, а Медведев – во главе Конституционного суда, или как-нибудь еще – лишь бы не было войны. Гражданской.

Юрий Кашинский