Положение с компенсациями льготникам стоимости жилищно-коммунальных услуг вконец запуталось.

Сами льготники не могут понять, почему им, оплатившим ЖК-услуги полностью, возвращают позже не 50 процентов, как положено по закону, а меньше. Некоторые недосчитываются по году тысяч рублей. Добиться чего-либо им не удается, поскольку телефоны ответственных ведомств, как правило, не отвечают, или отвечают, гоняя звонящего по кругу. Что происходит-то? Комментарий ситуации дает бывший предоблисполкома, депутат Верховного Совета и управляющий банком Сбербанка РФ по Ульяновской области Олег Казаров.

Начальник информационно-выплатного управления минсоцразвития области Александр Адонин на возрастающее возмущение льготников по оплате коммунальных услуг ответил большим интервью в «СК» за 26.02.2011 г. Постараюсь показать, сколь серьезные были подняты вопросы. Правда, ввиду серьезности начавшегося протестного движения среди льготников и выступления с телеэкрана председателя совета ветеранов отвечать следовало бы, как минимум, министру, коль теперь такие звания раздаются кому ни попадя. А может быть, министра уже сняли с работы? Ну, а, как максимум, отвечать надо было бы тому, кто «изобрел» местный закон хуже дышла. Без совета со льготниками и, как оказалось, без совета с советом ветеранов.

Льготы натуральные превратились в жалкую компенсацию-подачку и в продолжение бессовестной монетизации, монеты которой ветшают ежегодно на 9-12 процентов согласно подконтрольной статистике, а фактически… Судите сами по тарифам и ценам в магазинах. В СССР двухкомнатная квартира оплачивалась от 20 до 30 рублей при 250рублевой средней зарплате в 1989 году. А сегодня стыдно за регион, до чего довели тарифами даже пенсионеровльготников численностью в 250 тысяч человек. Это означает, что с других – 1 млн 200 тысяч ульяновцев – взять уже совершенно нечего, ну кроме как с «крутых».

Но вернемся к интервью.

На второй вопрос Александр Адонин отвечает, что если житель заплатит за январь, к примеру, до 10 февраля, то только к 1 марта минсоцразвития созреет к выплате компенсации за январь, то есть задержка в два месяца. Значит, компенсация должна с учетом инфляции быть увеличена до 3060 рублей ежемесячно. В год выемка из кармана льготника составляет от 360 до 720 рублей. Помножьте на 250 тысяч льготников и в среднем получите 128 млн рублей только на компенсацию к компенсации.

Готова область включить в бюджет такую сумму? А если будут задержки и доплаты за недосчитанные компенсации, закладывать потребуется не менее 150 млн рублей. Власть называет их последующими пересчетами… На третий, самый важнейший, на мой взгляд, вопрос о привлечении расчетной организации сказано очень мало.

Что значит – привлечена? Бесплатно? Или заключен договор на увеличение денежныхпотоков через РИЦ? Льготникам наплевать на формальный конкурс, где и без конкурса было ясно, что РИЦ его выиграет. Но назовите, кто был вторым? Наверняка – никто.

С изменением закона и ситуации со льготами мэрия Ульяновска обязана была выделить штаты из состава ЖЭУ и других органов и создать свой РИЦ, напрямую подчиненный муниципалитету, со всей базой данных, поскольку другие законы, обременяющие государственные и муниципальные органы, не изменены, и всякому встречному вверять базу личных данных на всю область – есть действо, противоречащее указанным законам. А прокуратура у нас как федеральный орган тоже плывет по извилистому руслу, контролируемому, по-моему, местной администрацией, и фактический надзор за законностью в этой сфере прекратила.

В одном из ответов корреспонденту Александр Адонин жалуется на организационнотехнические сбои, приводящие к неверным расчетам компенсаций. А что, отныне гарантируется, что сбоев не будет и в последующем не придется делать доначисления? Жалуется также, что одна организация (энергоснабжающая) указывает им один адрес льготника, а другая организация указывает совершенно другой адрес этого же льготника. Но ведь сам потребитель энергоресурсов никогда неправильных адресов не указывал.

При этом нас всех успокаивают тем, что доля неверно рассчитанных вообще колеблется лишь около пяти процентов. Не утешайте себя, господа чиновники, к вам обратились только те, кто и без урезанных вами льгот прожить не может. Остальные махнули рукой – нервы дороже. Но на это и рассчитывали очередные реформаторы.

ТСЖ «Центральное» для разрешения некоторых вопросов направило к министру Васильеву делегацию для разъяснения сложившейся обстановки еще в июне 2010 года. Им сказали в приемной министра, что следует явиться только на личный прием, проводимый министром один раз в квартал.

Записались. Квартал прошел, вызова не последовало. Потом узнали, что приема у министра вообще не было. Поехали записаться повторно. Записались. В середине декабря сообщили, что в связи с занятостью прием будет проводить Кудинова. К ней не пошли. На этом все закончилось. Больше вызовов нет.

Многие федеральные льготники решили перейти на получение областных льгот.

Среди руководства нашлись соглашатели с этим. Однако этого делать ни в коей мере нельзя, поскольку в соответствии с законом федеральные льготники пользуются большими льготами, и средства на эти льготы перечисляются из федерального бюджета.

Кроме того, интервью не разъясняет вообще непонятные вещи, касающиеся ветеранов федерального уровня. К примеру, почему в 2010 году ежемесячные компенсации в Димитровграде были на 15 процентов выше, чем в Ульяновске. Ведь Сергею Ивановичу до пенсии еще далеко.

А может быть, там теплоноситель более качественный – с ядерной фильтрацией?

А может быть, потому, что главная контора РИЦ там находится и подсчет ведет на конторских счетах? Но тогда непонятно, почему региональный стандарт в Димитровграде нестандартный и областные ветераны труда получают ежемесячную компенсацию на 250 рублей меньше, чем в Ульяновске. Ведь это региональный стандарт. Или Димитровград уже в другом регионе?

В общем, ветеранам-льготникам хочется сказать следующее: если в ближайшее время не будут законодательно изменены условия получения компенсаций или не будут обеспечены беззаявительно ежемесячновыплачиваемые с учетом двухмесячных задержек компенсирующие компенсации суммы, или если для этого вам предложат, как обычно в России, лично каждому обращаться в суд, то я могу предложить только один выход. Совету ветеранов официально обратиться письменно, а также с выходом на сайт президента, с требованием отменить местный закон, нацеленный на фактическое уменьшение льгот, на задержку и урезание выплат компенсаций, подвергающихся постоянно инфляции. Одновременно рекомендую каждому льготнику направить в минсоцразвития официальное заявление с проставлением на втором экземпляре штампа минсоцразвития о получении заявления льготника о перечислении причитающихся вам компенсаций по реквизитам УК и ресурсоснабжающих организаций при наличии договоров с ними. Пусть они сами друг с другом судятся, как юрлицо с юрлицом, изза поздних расчетов со взысканием установленных законом процентных ставок по ставкам рефинансирования банка, которые на прошлой неделе были вновь увеличены.

Значит, ждите снова всплеска инфляции, повышения тарифов и всех цен. Пусть в этом случае ресурсоснабжающие организации или УК вновь окажутся заинтересованными в том, чтобы вовремя и с нужными реквизитами плательщика дать в минсоцразвития свои расшифровки, чтобы получить от администрации области вовремя направляемые из федерального бюджета средства для льготников. После этого со спокойной душой через банк или почтой направляйте рассчитанную вами 50-процентную сумму оплаты услуг в УК или ресурсоснабжающую организацию, как делалось это раньше. Предполагаю, что по указке минсоцразвития банки и почта могут отказать вам в приеме денежных средств. В этом случае заведите пластиковую карточку и перечисляйте деньги через банкомат непосредственно на счет ресурсоснабжающих организаций или в муниципальную организацию, если дом не весь приватизирован. При этих условиях ни один суд (если туда обратятся УК или ресурсоснабжающие организации по поводу неполноты оплаты) не сможет обвинить льготника в неуплате, тем более что во всех указанных организациях имеются документы, удостоверяющие наличие у вас льгот.

В заключение напомню не столько льготникам, сколько чиновникам и покладистым депутатам лишь об одном моменте из определения Конституционного суда РФ по данному вопросу, который гласит: «По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г., №122, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот, и, таким образом, на обеспечение гарантированной стабильности их юридического статуса.

(Определение КС РФ от 27.12.2005г., №502-О. Далее по данному поводу последовали определения КС РФ от 4.04.2005г., №89-О, и от 4.04.2007г., №331-О-П, и др.)

С экономическим приветом, Олег КАЗАРОВ