В то время как в регионе разразилась дискуссия по поводу переназначения на пост главы области Сергея Морозова, сам губернатор, невзирая на неоднозначное отношение общества к этому решению, продолжает со всей присущей ему кипучей энергией создавать все новые информационные поводы. Для этого, на сей раз, ему пришлось даже совершить поездку в Брюссель. Потратить, так сказать, еще немножко бюджетных евро, чтобы снова побиться за честь региона.

В столице Бельгии он выступил – ни больше, ни меньше – на публичных слушаниях Еврокомиссии. Внес инициативу изменения процедуры назначения «Культурной столицы Европы». Дескать, после 2019 года – аккурат, начиная с 2020-го, когда «столицей» вознамерился стать Ульяновск – право получить сие высокое звание нужно предоставить любым европейским городам, в том числе не входящим в зону Евросоюза. Еще бы, ведь не случись оного, дискуссию о нашей грядущей «евростоличности» можно попросту закрывать. Тогда чем же еще мир удивлять будем, чем «кормить» СМИ?! Не высоким же уровнем зарплат хвалиться, коего у нас не было и нет…

Конечно, наша страна обладает значительным культурным потенциалом – в этом с губернатором не поспоришь. Утверждение неопровержимое. Вот только почему среди важнейших базовых ценностей, которые роднят Россию и Европу, была названа способность делать чужую культуру достоянием своей? Кроме «всеядности» не нашли других сходств? Понятно, ведь колобки да аленькие цветочки – они ж только наше «народное достояние»…

Оказывается, мы «в Ульяновской области на основании европейского (!) опыта выстраиваем новую культурную политику, нацеленную и на развитие «креативных индустрий»… и на формирование среды, благоприятной для саморазвития личности». По крайней мере, так сказал губернатор. А вы, уважаемые земляки, это почувствовали? Не знаю уж, чьи личности нынче развиваются благоприятно – может быть, у высокопоставленных чиновников и членов их семей, но про «индустрии» точно звучит очень красиво. Еще бы кто-нибудь понял, что это есть в реальности, и смог потом спросить с Сергея Ивановича. Потому что строить предприятия, жилье, спортивные и досуговые объекты – это одно, но какие-то эфемерные «креативные индустрии»…

Апелляция же к опыту региона в деле проведения окружных «культурных столиц» в Ульяновске и Димитровграде на общеевропейском фоне и вовсе выглядит очень неубедительно. Это какой же такой мощный импульс развитию этих городов «буквально во всех сферах», да еще и «развитию творческого потенциала и расширению культурных контактов» придала та, десятилетней давности, программа? Что от нее осталось-то, как ее вспоминают в народе? Ну сожгли груду металлолома на Свияге, ну плакаты повесили да указатели (сколько километров до «столицы»), ну инсталляцию из подвешенных к потолку кирпичей показали и издали дорогостоящие буклеты… Все это и тогда представлялось (и до сих пор представляется) чистой имитацией, несравнимой по масштабам и качеству с тем, как фестиваль «Культурная столица» проводится в Европе. Впрочем, европейцы-то этого не знают. Приврем, преувеличим, навешаем лапшу на уши – авось и не догадаются, какой именно «культурно-столичный» опыт мы имеем на самом деле. Впервой что ли красивые фасады выстраивать, за которыми одна пустота?! Если «столица» в самом деле есть, ей ведь и указатели никакие не нужны: въезжаешь – и сразу все видно…

София МОРЖОВА